Русская кухня столь многогранна и обширна, что, как минимум, стоит разделить её на центральную, южную и северную. Причем вкусовые пристрастия русских аборигенов — самого многочисленного народа нашей страны, сильно меняются в зависимости от географического положения и того растительного и животного сырья, которое растет и обитает рядом.
Начнем с центральной части России, поскольку именно сюда, в две исторические столицы, Москву и Санкт-Петербург, традиционно стекаются потоки продуктов, рецептов и талантливых кулинаров со всей необъятной России.
Скоромный и постный
Древняя русская кухня, примерно до XIV века основывалась больше на обычаях, чем на кулинарном искусстве. Была она проста и не разнообразна. В крестьянском рационе почти не используется такой прием, как жарка. Пища готовилась в русской печи, широко применялись: варка, томление и тушение. Для заготовок впрок повсеместно использовались соление, квашение, мочение. Издавна стол очень четко делился на постный и скоромный. Обилие в русской кухне овощных, ягодных, грибных блюд, обусловлено именно многодневными постами. С одной стороны такое строгое разделение привело к упрощению меню, но с другой — к созданию множества оригинальных блюд, ставших визитной карточкой русской кухни и не имеющих аналогов ни в одной зарубежной кулинарии. Например, квашеная капуста, соленые огурцы, сушеные грибы. Опять же во время постов в доме скапливалось много запрещенного к употреблению молока. Чтобы оно не пропадало, делали творог, но не обычный, его туго и несколько раз отжимали, прессовали, затем томили в печи, пока он не становился совсем сухим. Зато после такой обработки творог хранился многие месяцы. Из той же серии — топленое масло, долго сохраняющее свежесть и вкус после поистине уникальной технологии и обработки.
Хлеб да каша — пища наша
Хлеб преимущественно ели ржаной. Однако к ржаной муке часто примешивали ячменную. Из пшеничной начали печь позже, примерно с XVII века, такие лакомства, как калачи, а еще позднее — бублики и баранки. Соль в мучные изделия не добавлялась. Обычной едой простого народа было толокно: полувареное овсяное зерно перемалывалось в муку, которую затем разбавляли водой, реже молоком. Основу крестьянского питания издавна составляли зерновые и овощи. Из ржаной, овсяной и даже гороховой муки варили густые кисели. Сладкие ягодные кисели появились позже, с приходом картофеля и, соответственно, картофельного крахмала.
Неисчерпаемо количество растущих в центральной части России зерновых культур: рожь, пшеница, ячмень, овес, прибавьте к этому разные виды бобов и гороха, плюс из каждого зерна с помощью разного помола получалось несколько видов муки. Все это обусловило разнообразие каш. Первоначально каша была обрядовым, праздничным блюдом. А само слово каша обозначало — коллектив. Варится в одной каше — работать или жить вместе. Однокашник, с ним каши не сваришь — выражения из той же серии. Кстати, Петр I очень любил ячневую кашу, именно поэтому во времена его правления крупа была переименована в перловую (жемчужную).
Особой отечественной кулинарной гордостью является пряник. Сначала он целиком состоял из смеси (50х50) муки и меда, назывался медовым хлебом и был необычайно вкусен и ароматен. Постепенно в пряники начали добавлять ягодный сок, затем специи — корицу, гвоздику, кардамон, лимонную цедру, мускатный орех, мяту, анис, имбирь и многие другие.
Какова Аксинья, такова и ботвинья
Традиционно для центральной России разнообразие супов: щи, борщ, калья, уха, рассольник, ботвинья и окрошка, причем каждого названия несколько десятков видов. Однако само слово "суп" — заимствованное, появилось оно лишь в конце XVII века, когда в Россию из Европы проникли бульоны и супы-пюре. До этого жидкое блюдо называлось — "хлёбово". Наибольшей популярностью и раньше и сегодня пользуются русские щи. Их насчитывается до 60 видов: с мясом, рыбой, головизной, грибные, пустые, суточные, зеленые и т.д. Зимой в деревнях щи замораживали в дорогу путникам, от чего, говорят, они становились только вкуснее.
Королевой супов заслуженно считалась ботвинья, приготавливаемая из свежих или сушенных свекольных листьев, крапивы либо другой зелени. Увы, но ароматную, освежающую, питательную ботвинью сегодня почти не готовят ни дома, ни в ресторанах.
Супы традиционно заправлялись сметаной.
Проще пареной репы
До широкого распространения картофеля основным овощем служила репа. Ели ее пареной, вареной, печеной, квашенной, соленой, сушеной и, конечно, сырой. Репа прекрасно хранится, перенося суровые русские зимы. Вяленая репа — предшественница современных сухофруктов. Раньше у репы использовали не только корнеплод, но и ботву, которую добавляли в супы и салаты.
Много в меню и рыбы, разрешенной в нестрогие посты: печеной, вареной, фаршированной, заливной, сушеной, вяленой. Соленой, даже квашеной. Есть и уникальная, почти утраченная сегодня технология приготовления рыбного филе без костей, называемая — тельное. Лакомством всегда была икра, особенно осетровая и белорыбицы. Причем ее не только солили, но и варили в уксусе и маковом молоке.
Мясо всегда делилось на дичину (добытую на охоте) и убоину (домашний скот). И то и другое варили либо запекали большими кусками в печи. Блюда из измельченного мяса получили свое распространение позже, примерно с XVII века, тогда появились котлеты, колбасы, биточки и тефтели.
А на сладкое?
Распространенный десерт, доживший до нашего времени — печеные яблоки. Запекали их сами по себе, с медом, орехами, дикими ягодами, а позже — с изюмом, корицей, имбирем и даже шоколадом. А вот такие сладости, как морковь и огурцы, сваренные в меду, сегодня давно забыты. Варили их, между прочим, не на открытом огне, а на водяной бане. Отчего они делались прозрачными и сохраняли упругую консистенцию: получались своеобразные русские цукаты. Не менее вкусны по свидетельству современников — паренки, высушенные в печи кусочки моркови и свеклы. Популярны были толченые ягоды (калина, малина. рябина), раздавленные и высушенные на солнце, либо в той же печи в виде лепешек. Их называли заедками, подавали к чаю, использовали зимой и в посты, как средство против авитаминоза.
Кресты и жаворонки
Большое значение на Руси всегда имели ритуальные блюда: кутья на Рождество и Крещение, блины — на поминки и на масленицу, кулич, пасха, крашеные яйца на Пасху. Эти обычаи сохранились до сих пор. Но, к сожалению, почти забыты жаворонки — булочки в виде птичек. Их пекли 22 марта в день памяти 40 мучеников Севастийских. С одной стороны жаворонок считался птицей дерзкой, но смиренной перед Богом. А с другой — был символом скорого прихода весны. Утрачен и обычай печь кресты — специальное печение, служившее вкусным утешением на третьей, крестопоклонной неделе Великого поста. Выпекали такое угощение и на Святки, а вынимая из печи, гадали, какой крест придется нести каждому гостю за столом. Хорошо пропеченный, желто-розовый — обещал здоровье и благоденствие, трещинки и надломы — сулили перемены в судьбе. Горелый и не пропеченный предрекал печаль и болезнь, потому его не ели, скармливали птицам.
Грамота на то и есть...
Серьезный урон русской кулинарии нанесло отсутствие записей. Первая кулинарная книга появилась лишь в 1547 г. Да и в ней вместо рецептов содержался только список самых распространенных блюд, без всяких объяснений. Последствия сего исторического факта плачевны. Даже знатоки нашего языка сегодня не могут расшифровать и четверти ее записей. Что такое, например, "Щипанаа подпарная", мы, наверное, уже никогда не узнаем.
Более или менее настоящие кулинарные книги появились лишь в XVIII веке на волне увлечения русской знати французской кухней. Но рецепты исконно русских блюд вставлялись туда изредка, как дополнение. Составители были уверены, записывать их нет необходимости, ведь "любая баба знает как готовить", например, сухарницу. Баба то, может, и знает. А вот до нас рецепт дошел лишь в осовремененном, сильно измененном варианте. И когда, наконец, хватившись, уже в XIX веке, известные столичные повара начали восстанавливать традиции, многие яства оказались утерянными безвозвратно. Первая книга русских рецептов была составлена тульским помещиком Василием Левашиным в 1816 г. Многие описания он тоже приводил приблизительно, по памяти. Из-за чего "Русская поварня" далеко не отражает истинного богатства национального стола.
Смесь французского с нижегородским
Вплоть до XVIII века русское поварское искусство не отличалось особым умением сочетать и комбинировать продукты, подчеркивая и выявляя их вкус. Готовили в основном в печи, что, конечно, придавало блюдам своеобразие, но резко ограничивало способы тепловой обработки. Не допускалось смешивание ингредиентов, их дробление и перемалывание. Даже в пироги рыбу и мясо не измельчали, а пластовали. Некоторое вкусовое разнообразие достигалось использованием различных масел: орехового, макового, конопляного, чуть позже — подсолнечного. Из пряностей в основном использовали чеснок и хрен.
Только с XVIII века кухня центральной части страны начала приобретать европейские черты. Богатые вельможи, выезжая в Европу, привозили от туда сначала немецких и голландских, а потом французских поваров. Именно французская кухня ввела в русскую измельчение, комбинирование продуктов и точные дозировки в рецептах. Появились сосиски, котлеты, муссы, салаты, компоты, омлеты.
После войны 1812 г. на подъеме патриотизма в моду входит все русское. И отечественная кухня вступает в пору своего расцвета, получает мировое признание, становится органичной и разнообразной. Однако даже в то время новым блюдам все равно давались французские названия. Лангеты, эскалопы, бефстроганов. Изобретаются русские салаты, самый известный из которых винегрет. Его изюминка в использование исконно наших продуктов — квашеной капусты и соленых огурцов.
Котлеты пожарские и киевские
Между прочим, знаменитый салат оливье тоже создан в России французским поваром Люсьеном Оливье, владевшим трактиром в московском саду "Эрмитаж". Увы, тот утерянный рецепт имеет очень мало общего с современным аналогом. Известно лишь, что в его состав входили раки, телячий язык, паюсная икра, пикули и другие деликатесы.
Французские повара не только оказали огромное влияние на нашу кулинарию. Но и воспитали целую плеяду талантливых русских кулинаров. Например, автор знаменитых пожарских котлет — Дарья Пожарская, жена трактирщика в Торжке. Существует версия, что их рождению мы обязаны Александру I, остановившемуся в провинциальном городке по причине поломки экипажа. Время было обеденное, царь решил перекусить и выбрал самое приличное заведение. В меню значились телячьи котлеты, но телятины, как на грех, в наличии не оказалось. И Дарья приготовила их из курятины. Котлеты чрезвычайно понравились монарху и стали популярным русским блюдом. А столь же известные киевские котлеты были впервые поданы примерно в то же время на Невском проспекте в Санкт-Питербурге. Назвались они тогда новомихайловскими, в честь стоящего рядом Михайловского замка. А киевскими стали в 1947 году, когда их приготовили украинским дипломатам, возвратившимся из Парижа после подписания мирного договора с Германией. Да и бефстроганов — изобретение отечественного повара — крепостного графа Строганова. Имени его история, к сожалению, не сохранила.
С приходом к власти большевики постарались привести жизнь нашего народа, в том числе и кулинарную, к единому знаменателю. Однако советская кухня тоже вписала яркую и весомую страницу в формирование и развитие сегодняшних наших вкусовых пристрастий. Но "это совсем другая история", и мы к ней обязательно вернемся!
Школа оригинального рецепта
Текст взят из книги XVIII века: "взять листьев свеклы, свежих или сушеных, либо крапивы или других трав, в щи употребляемых, изварить, отжать, изрубить мелко, развести квасом. В ботвинью обыкновенно прибавляются измельченные лук, свежие или соленые огурцы, вареная, мелко изрубленная свекла".
Тэги