Содержание:
- История народа крымские татары
- Язык крымских татар
- Религия и обычаи крымских татар
- Культура крымских татар
- Жилище крымских татар
- Внешность крымских татар
- Известные крымские татары
Крымские татары – тюркский народ, коренное население полуострова Крым.
Больше всего представителей национальности проживает в Крыму – 232 340 человек по данным переписи 2014 года. Также они живут в прилегающих регионах России (2,4 тысячи в Краснодарском крае) и Украины (2,9 тысяч). По данным Переписи населения 2020 года - 257 592.
История народа крымские татары
Крымские татары состояли из трёх субэтнических групп: степных татар (ногайские татары), предгорных татар (тат или татлар), южнобережных татар (ялыбойлю); иногда выделяется субэтническая группа потомков ногаев (ногай, ногайлар), смешавшихся со степными татарами. Сформировались в результате слияния мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного населения и обитавших здесь оседлых жителей горных и прибрежных частей полуострова.
Тюркоязычные группы проникали в северную часть Крыма из причерноморских степей (хазары с 7 века, половцы в 11-12 веках, различные группы татаро-монголов в 13 веке), среди них наиболее крупная - ногаи (конец 13 века) - группа кочевых племён, подвластных хану Ногаю (отсюда само название степных татар крымских). Южное побережье было тюркизировано с юга, со стороны моря (с полуострова Малая Азия) во время сельджукских завоеваний в 11-12 веках. В состав тюркоязычных групп влились жившие здесь ещё до прихода тюрков или пришедшие позднее греки-византийцы, армяне, итальянцы-генуэзцы (в 13-15 веках).
Южный берег Крыма фактически был под управлением итальянских торговых республик - Венеции, а затем Генуи. В разное время тут проживали готы (поселившиеся в Крыму в 4 веке и сохранявшие обособленность вплоть до 17 века), турки-османы, выходцы с Северного Кавказа (так называемые черкесы), из Грузии, славянских земель, Молдавии. Значительным было влияние турок-османов: Крымское ханство, возникшее в 1443, с 1475 до присоединения к России в 1783 находилось в вассальной зависимости от Османской империи, а Южный берег Крыма входил в её состав.
В конце 18 века крымские татары численно преобладали в Крыму. Однако в результате двух волн миграций (1790-е годы и 1850-60-е годы) к концу 19 века стали составлять меньшинство. Лишь в горной и южнобережной части Крыма сохранялся компактный ареал татарского населения, который простирался в начале 20 века от Балаклавы на западе до Судака на востоке и от Карасубазара (ныне Белогорск) до Ялты. Татары проживали компактно на Керченском и Тарханкутском полуостровах, в районе Евпатории и на берегу залива Сиваш.
Созданная в 1921 в составе РСФСР Крымская АССР была упразднена в 1945. В мае 1944 238,5 тыс. крымских татар были депортированы из Крыма в Среднюю Азию, Сибирь, Среднее Поволжье.
Начало обратному переселению народа в Крым было положено в конце 1960-х годов. В 1967 было объявлено об их восстановлении в своих конституционных правах. Однако вплоть до конца 1980-х годов это восстановление шло не очень активно. Вблизи полуострова возникли районы заселения татар крымских: в Херсонской области Украины, в Краснодарском и Ставропольском краях Российской Федерации.
Язык крымских татар
Первым государственным языком Крымского ханства был османский. Южное наречие до сих пор больше похоже на турецкий или азербайджанский языки. Его носители подверглись влиянию огузских языков в большей степени, чем половецкого.
Собственно крымскотатарский язык начал складываться в XIX веке усилиями просветителя Исмаила Гаспринского. Изначально он задумывал его как язык всех тюркских народов на территории Российской империи. Но этому не суждено было сбыться. Зато его старания по достоинству оценили турецкие пантюркисты. Неудивительно, ведь язык был создан на основе южного говора.
Современный литературный крымскотатарский сложился в 1928 году, когда его приняли на прошедшей в Крыму лингвистической конференции. Его создали на основе горного наречия, которым пользовалось абсолютное большинство жителей полуострова. Тогда же язык перевели на латинский тюркский алфавит яналиф. Но уже в 1939-м он стал кириллическим, чтобы обеспечить «сближение с культурой великого русского народа».
Сегодня на крымскотатарском языке выходит несколько изданий, вещают каналы и снято несколько фильмов.
Религия и обычаи крымских татар
Большинство коренных жителей полуострова – мусульмане-сунниты. Их исламизация началась еще во времена, когда Таврикой владела Золотая орда, и проходила на протяжении всего этногенеза. Период Крымского ханства считается расцветом местного ислама. Духовные лидеры активно участвовали в управлении государством, и почти в каждом населенном пункте была своя мечеть. К концу XVIII века их на полуострове насчитывалось около 1600.
Исламизация закончилась с приходом на эти земли Российской империи. Это почти никак не повлияло на структуру местного духовенства и лишь поставило его под контроль российских властей. В 1831 году было создано Таврическое магометанское духовное правление, которое также руководило мусульманскими организациями Польши и Литвы. Но когда прихожане начали покидать родину, многие села опустели, а вместе с ними – и мечети. В 1914 году в Крыму осталось лишь 729 храмов. Всех их закрыли при советской власти.
О строительстве храмов в спецпоселениях не могло идти и речи. Мусульманские традиции и обряды передавались из поколения в поколение. Как и для большинства депортированных народов, не получивших полной реабилитации в 50-х (например, немцев или финнов), религия была для татар важным напоминанием об их национальной идентичности. При этом обряды постепенно теряли религиозное значение, становясь лишь частью культурных традиций. По данным социологического исследования 2015 года, мусульманами себя назвали 84% представителей национальности. При этом важны для них были скорее внешние атрибуты религии.
31 августа 1992 года Всекрымское собрание представителей мусульманских общин в Симферополе учредило муфтият в составе Духовного управления мусульман Крыма. Всего за четыре года количество зарегистрированных мусульманских общин выросло в сотни раз.
Культура крымских татар
Основным занятием крымских татар были земледелие (в южных, горных и предгорных районах) и скотоводство (в степях). Выращивали виноград и табак, сеяли пшеницу и лен. Из животных держали в основном коней и овец. Среди животноводов были мастера по выделке кожи и шерсти. Ремесленными центрами во времена Крымского ханства считались Бахчисарай и Карасубазар. Особенно на международном рынке ценились изделия крымских оружейников.
Костюм крымских татар составляли рубаха, кафтан с узким рукавом и широкие шаровары. На ногах носили сафьяновые носки и туфли. Путешественник конца XVIII века отмечает, что среди молодых крымчан модной считалась черкеска. Мужчины брили головы и носили тюбетейки. Девушки заплетали множество кос, которые спадали на спину. Взрослые женщины – всего две, которые завивали у головы. На улицу выходили только с покрытой головой.
Жилище крымских татар
Особенности быта крымских татар определяли тип их жилья. Так, степные кочевники жили в юртах. По родовому принципу различали большие разборные и маленькие неразборные. Полуоседлые степняки ютились в полуземлянках, оседлые – в домах из сырцового кирпича.
На юге строили двухэтажные дома. Этажи соединяли лестницами, часто наружными. На улицу выходили галереи, опиравшиеся на столбы с резными капителями. Входя в дом, гость оказывался в сенях «аят», от которых в разные стороны шли две комнаты. Одна была отапливаемой – «аш-хана», вторая – «соба» нет. Последняя часто выполняла роль спальни или гостиной. На северо-западе, видимо, под влиянием готов, жители Крыма строили срубы – чатма су.
Внешность крымских татар
Внешность крымских татар, как жилье и занятия, отличались от региона к региону. Так, в глазах путешественников XIX века степняки были невысокими, сутулыми, с раскосыми глазами, черными волосами и редкой бородой. Горцы же, наоборот, высокими, стройными, крепкими, с продолговатыми лицами и густыми волосами. При этом, по словам этнографов, все татары отличались здоровым цветом кожи и правильными чертами лица.
Известные крымские татары
В России и на Украине крымские татары широко известны как писатели. В частности, многие знают произведения Сеитумера Эминова. Писатель и поэт родился в 1921 году в селе Албат (ныне – Куйбышево). Во время Великой Отечественной участвовал в обороне Одессы, Севастополя и партизанском движении. В узбекском городе Бекабад примкнул к национальному крымскотатарскому движению. Организовывал поэтические вечера, где авторы, втайне от властей, читали стихи о Крыме, иногда на родном языке. В 1967 году стал членом Союза писателей СССР. В 1987-м участвовал в московских акциях протеста татар, стал одним из участников Таманского похода, за что подвергался травле в прессе.
В 2017 году на весь мир прогремело имя украинской певицы Джамалы. На самом деле татарку зовут Сусана Джамаладинова. Но именно под своим творческим псевдонимом певица стала победительницей конкурса «Евровидение» в Швеции. Ее композиция называлась «1944» и была посвящена депортации крымских татар.