Содержание:
- Происхождение и история народа
- Где живут современные ижорцы, их численность
- Язык
- Жилища
- Религия народа
- Культура, обычаи ижорского народа
- Внешность
- Знаменитые ижорцы
Ижорцы (ижоры) – один из 47 малочисленных коренных народов России. Интересна песенная культура народа – рунопение. Наряду с финнами и карелами ижоры сохранили общий для этих народов народный эпос «Калевала», который сравнивают с гомеровской «Илиадой". Причем, некоторые песни "Калевалы" сохранились только благодаря наследию ижорских певцов.
Происхождение и история народа
Предки ижорцев – финно-угорское прибалтийское племя, жившее у озера Вялье и рек Луки, Оредеж, Ижора. Антропологи считают, что финно-угры первыми поселились постоянно на северо-востоке Европы. В церковно-славянских книгах сведения об этих народах встречаются с ХIII века. Однако известно, что они жили на северо-западе нынешней Ленинградской области и раньше. Эту версию подтверждает булла Папы Римского Александра III, датируемая началом XII века, с призывом распространить католичество в среде северных народов. Ижора также упоминается в 1221 г. в Хронике Генриха Латвийского.
По данным Новгородской летописи 1228 года ижорцы участвовали в отражении натиска финского племени в районе Ладоги. Воевали они на стороне новгородцев и со шведами. Упоминается в летописи и о том, что в 1240 году старейшина ижорцев доложил Александру Невскому об обнаружении шведской флотилии, что свидетельствует об участии народа в войне со шведами на стороне русских. И после подписания Ореховецкого договора территория, на которой жили ижорцы, осталась за Новгородом.
Название племени происходит от скандинавского имени Ингварь, эквивалентному Игорь.
В XVI веке о селеньях Ижоры упоминалось в оброчных книгах. Первое предположительно ижорское поселение, появилось в районе устья Ижоры, где всегда были пологие берега, поскольку по Неве пролегал торговый путь из Новгорода на Запад. В этом поселении купцы пополняли запасы провианта, ремонтировали суда. В начале XVII века на болотистых берегах реки появились присланные по царскому указу крепостные крестьяне. Они рубили деревья, сплавляли их вниз по Неве.
В 1707 году земли на обоих берегах Ижоры пожалованы Петром князю Меньшикову, основавшему там лесопильное производство. Со временем пильни на Ижоре передали Адмиралтейской коллегии, которая отправляла продукцию для кораблей Балтики. В середине XVII века так открылись производства, связанные с кораблестроением: протяжка медных листов для днищ кораблей, изготовление якорей, кирпичные предприятия.
Селение Колпино, построенное на Ижоре, росло, модернизировалось, производства расширялись. В начале XIX века началось активное строительство и реконструкция колпинских заводов. Плотина, построенная в те времена через основное русло реки Ижоры, существует и в наше время. С 1912 года Колпино получило статус города. До настоящего времени ижорцам удалось сохранить элементы оснащения промышленных предприятий различных времен, свидетельства огромных изменений, которые произошли за многие годы жизни Колпино и населяющего его народа.
Где живут современные ижорцы, их численность
По данным исследователя Ивана Тимофеевича Федорова («Расселение ижоры в XIX—XX веках»), ижорцы как народность по происхождению и языку близки к северной прибалтийско-финской ветви. Также есть данные о том, что исторически этот народ относится к одной из ветвей карел. До определенного времени ижорцы считали сами себя карелами. Исключение составляли жители нижнелужских деревень. Русский термин «ижора» существует со времен летописей XIII в., где именно так и назван этот народ.
Как сообщает Федоров, по данным проведенной переписи населения, платившего подать в Ингерманландии, в 1732 г. коренных ижорцев было 14,5 тыс. Исследовавший историю ижоры, ближайших их соседей води и ингерманландских финнов академик П. И. Кеппен, исходя из тех же данных о податях, сделал заключение, что в 1848 г. в 222 селениях Петербургской губернии проживало 17 800 ижорцев, а в 16 селениях Выборгской губернии еще 689 человек такой национальности.
В 1897 году была проведена первая общероссийская перепись населения, в соответствии с которой выявлено всего 31 715 ижорцев, проживающих в стране. Неточность этой переписи понятна при ознакомлении с данными первой переписи населения советского периода – 1926 года. По данным этой переписи число представителей народа в 11 районах Ленинградской области составило 16 030 человек, а за ее пределами еще 107.
По приведенным данным видно, что количество лиц, считавших себя принадлежащими к этому народу, уменьшалось со временем, происходила ассимиляция. Объясняется это тем, что в первые годы Советской власти, а в годы индустриализации – еще больше – ижорцы стали переселяться в большие города. Это предопределило значительные темпы естественной их ассимиляции. Сильнейшее влияние на сокращение численности народа, проживающего в России, оказала Великая Отечественная война. Часть мужчин погибли на фронтах. Многие семьи, оказавшиеся на территории, оккупированной фашистами, были насильно вывезены в Финляндию.
После переписи населения 1959 года в СССР, удалось установить, что проживает 1062 чел., а в 1970 г. – 781, из которых 391 – в Ленинградской области. В 2002 году в России проживало 327 ижорцев, а в 2010 году — 266 человек этой национальности. По данным Переписи населения 2020 года - 210.
Язык
Ижорский язык принадлежит к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Изначально имел 4 диалекта. По мнению некоторых лингвистов, язык ижора произошел от основы древних карел, к которой примешались соседские диалекты. Сейчас живы 2 диалекта:
- нижнелужский;
- сойкинский.
Первый из упомянутых ближе к эстонскому, а второй – к финскому. Литературной формы языка на сегодняшний день нет. Данные переписи свидетельствуют, что в России ижорским языком пользуются 362 человека, что больше, чем число представителей народа, зафиксированных официально. Знавшие родной язык люди числились русскими или карелами. ЮНЕСКО в 2009 году включил язык ижорцев в перечень языков, «находящихся под значительной угрозой исчезновения».
Сейчас молодежь проявляет интерес к изучению языка своего народа. Помощь в этом оказывают немногие изучившие этот язык самостоятельно и работники Института лингвистических исследований РАН.
Жилища
Жили ижорцы в домах с высоким фундаментом, рассчитанным на возможный подъем уровня грунтовых вод, характерный для местности их проживания. Крыши в домах были стропильные, покрытые соломой, предусматривающие незыблемость кровли при сильном ветре. Наиболее распространены были жилища из двух изб и сеней. У бедняков – одна изба и сени.
Дома украшались ветровыми досками, ставнями, расписанными разными цветами, с резными наличниками. Соломенные крыши поддерживались жердями, оформленными в виде птичьих голов. Называлось такое оформление «харакат» – «сороки». Около дома строилась баня, сараи, помещения для скота.
Религия народа
Исторически, как и другие финно-угры, этот народ был привержен язычеству. После перехода под владычество Великого Новгорода постепенно перешел в православие, сохранив в быту отголоски языческих традиций. Шумы и ссоры в период празднований были не в чести, того, кто провоцировал свары, наказывали – окунали в воду.
Культура, обычаи ижорского народа
Традиционные занятия народа ижорцы в древние времена:
- выращивание зерновых и технических культур, овощей, а с XIX века – картофеля;
- рыболовство;
- лесной промысел.
Судя по находкам при археологических раскопках, ижорцы использовали железные ножи, топоры. Ими была освоена гончарная керамика, похожая на соответствующие древнерусские предметы. Создавали гончарную посуду различного размера и цвета – горшки и горшочки, другие предметы утвари, необходимой в крестьянском хозяйстве. Для продажи в Финляндию производили белую посуду, похожую на дорогой фарфор. Очень красивая ижорская одежда поражала великолепием, поскольку украшалась бисером, жемчугом, раковинами каури, привезенными с берегов Индийского океана. Головной убор саппано имел шлейф до пола, и расшивали его золотыми нитями. Реющие на ветру саппано напоминали паруса рыболовецких лайб.
Главный праздник – Петров день, день Петра и Павла. Торжественно праздновался и Ильин день. В земледельческий праздник принято было приносить к особым деревьям воду, чтобы способствовать урожаю, умилостивить души христианских святых и усопших родных. На ритуальных трапезах собиралась вся деревня, и принято было петь. Ижорские песни собирали фольклористы с XIX века. Исследователь финно-угорского фольклора Вяйне Салминен зафиксировал информацию 1200 народных песнях ижорцев.
Интересен обряд ижорской свадьбы. При сватовстве-обручении все участники действа курили табак. После церковного венчания невеста ехала в родной дом, а жених – к себе домой. Праздновали событие порознь со своими родственниками. На следующий день супруг приезжал за молодой женой. Там садились к столу и праздновали, потом ехали к мужу. Все опять садились за стол, а невеста стояла, кланялась во все стороны, приглашая гостей угощаться.
Во время свадьбы пели назидательные песни. После торжества свадьбы молодой жене брили голову. Женщины отращивали волосы только после рождения первенца.
Внешность
Ижорцы – народ европеоидной расы с некоторой монголоидной примесью. Характерные особенности внешности представителей этого народа:
- средний рост выше, чем у соседних народов, русских в том числе, и составляет 164 - 168 см;
- светлые глаза;
- значительный рост волос на лице;
- лицо и узкое с выступающими подбородком и скулами;
- узкий разрез глаз;
- широкий рот;
- низкая переносица, достаточно крупный нос.
Знаменитые ижорцы
Сегодня осталось менее трех сотен представителей национальности ижорцы. Многие ученые, актеры, военные, писатели прожили жизнь и живут, не интересуясь своими корнями. Вклад в судьбу России они внесли как русские люди.
Яркой личностью, вошедшей в историю ижорского народа, России и всего мира справедливо признать Ларин Параске – Параскеву Никитичну Никитину. Она выросла на ижорской земле среди своего народа. Ей удалось запомнить и передать этнографам 1152 песни своего народа, 1750 пословиц, 336 загадок, многие причитания. В ее голове умещалось более 32 тысяч стихов.
У Ларин Параске была феноменальная память и незаурядные творческие способности. Во время исполнения народных песен много и хорошо импровизировала, дополняя народное творчество собственными речитативами.
Список литературы:
- https://www.the-village.ru/people/people/228299-ingria
- http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_i/izhora.php
- https://travelask.ru/articles/izhortsy-izhora-babiy-prazdnik-detey-prekrasnoy-zemli
- https://ru.fennougria.ee/narody/pribaltijsko-finskie-narody/izhortsy/