Евреи горские

Горские евреи: джигиты иудейской веры

Евреи горские
Факты

Численность в РФ - 762 человека

Основной регион - Республика Дагестан

Родной язык - татский

Владение родным языком - .

Истоки - Северный Иран

Горские евреи – это субэтническая группа евреев, которая сформировалась на Северном и Восточном Кавказе. Из этой статьи вы узнаете о том где живут горские евреи, какая у них численность, язк, внешность, история, религия и многое другое.

Этноним горские евреи

Этноним придумали их соседи, сами горские евреи называют себя жугьур [джуhур], джуур, дхухур, во множественном числе – жугьургьо, джухурхо, а также гьивр.

Где живут горские евреи

До середины XIX века горские евреи жили главным образом на юге Дагестана – в Кайтагском районе, Магарамкенде, Дербенте и Махачкале, а потом начали переселяться и на север тоже. Горские евреи также традиционно проживали своими общинами в Нальчике, Грозном (тейп Жугти) и в деревнях Азербайджана. В XX веке до начала массового выезда советских евреев в Израиль в 70-е годы горские евреи жили также в основном в Дагестане, Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае. 

Горские евреи - численность

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 3394 горских еврея. По данным переписи 2010 года - 762.

Всего в мире насчитывается более 250 тысяч горских евреев. Большинство из них в настоящее время проживают в Израиле (140-160 тысяч), а также в США (40 тысяч). 7 тысяч горских евреев живут в Азербайджане, 4 тысячи – в Германии, 2 тысячи – в Канаде и 1 тысяча – в Австрии.

Синагога горских евреев есть даже в столице Китая Пекине. 

По неофициальным данным, горская община евреев в России насчитывает около 30 тысяч человек.  

Язык горских евреев

Большинство лингвистов считают, что горские евреи говорят на диалекте татского языка (татами называются выходцы из Персии, которые, как и евреи, спасались на Кавказе от междоусобиц). Но сами представители этого народа утверждают, что их родной язык джуури (или «дхухури») похож на татский не больше, чем идиш похож на немецкий язык.

Тем не менее, учёные относят джухури к иранской ветви индоевропейских языков, хоть он и отличается от татского заимствованиями из иврита, а также такими семитскими особенностями, как, например, звук «айн».

До начала XX века горские евреи использовали древнееврейскую письменность, потом перешли на латиницу, а в 30-е годы XX века – на кириллицу.

Внешность горских евреев

Часть учёных считают, что горские евреи произошли от лезгинов, другие идентифицируют их с осетинами, чеченцами и аварцами, поскольку их материальная культура и социальная структура по внешним признакам не слишком отличается от культуры других кавказских народов, а генетические исследования подтверждают это родство. Соответственно и внешне горские евреи похожи на представителей других кавказских народов.

горские евреи 

История горских евреев

В 1254 году фламандский путешественник монах Б. Рубруквис писал о «большом количестве евреев» на всём Восточном Кавказе. Египетский историк Тагриберди в XV веке рассказывал о еврейских купцах из «Черкесии», которые торговали в Каире.

Считается, что предки горских евреев были выходцами из Персии (Северный Иран) и обосновались в Кавказской Албании в V-VI веках, перенимая обычаи, традиции и язык местных татов. По легенде, царь Ассирии Саргон насильно переселил десять колен Израилевых в «горы Мидийские».

Всего вероятнее, что персидские евреи были вынуждены эмигрировать на Северный Кавказ в связи с мусульманскими завоеваниями, а впоследствии вместе с другими татоязычными народами – спасаясь от вторжения кочевников (тюрок-огузов).

Впрочем, есть и другие гипотезы. По одной из них, парфяне и Сасаниды (династия персидских правителей) специально основали на Кавказе еврейские поселения, чтобы те служили своего рода буфером во время набегов кочевых племён.

По другой версии, горские евреи – это обращённые в иудаизм таты. Хотя существует и противоположная точка зрения: что таты-мусульмане – это бывшие горские евреи.

Третья версия выводит горских евреев из хазар, хотя исторические источники утверждают, что евреи поселились на Кавказе задолго до появления Хазарского царства. Поэтому более вероятно, что после падения Хазарского каганата в X и XI веках хазарские евреи нашли приют у горских.

Горским евреям было нелегко уживаться с мусульманскими соседями.

В дороссийский период взаимоотношения между горскими евреями и мусульманским населением регулировались так называемыми Омаровыми законами, при этом горские евреи вынуждены были платить мусульманским правителям дань за покровительство, а также выполнять разные тяжёлые и грязные работы, которыми брезговали мусульмане. Среди унижений, которым мусульмане подвергали горских евреев, было, например, такое: мусульманские воины взимали «диш-эгриси» (плату за «причинение зубной боли») с еврея, в доме которого они столовались.

Евреи некоторых районов Дагестана продолжали платить мусульманским правителям харадж (дань) вплоть до середины XIX века, поскольку российское правительство приравняло этих правителей к помещикам. 

Только когда на Кавказ пришли российские войска, немногочисленная этническая группа горских евреев почувствовала себя в относительной безопасности и начала переселяться из высокогорных сёл на границе Азербайджана и Дагестана на побережье Каспия – в основном в крупные города и основанные русскими крепости.

Однако к середине XVIII века шах Ирана пошёл в наступление на Дагестан и почти полностью уничтожил несколько поселений горских евреев. Но в начале XIX века Россия взяли под свою власть большинство районов, где проживали горские евреи. 

Во время восстания под предводительством Шамиля (1830-1859 годы) жители некоторых еврейских аулов были насильственно обращены в ислам. И тогда главы общины горских евреев Дербента написали к императору Николаю I обращение на иврите, прося собрать всех рассеянных по Кавказу евреев в города и большие поселения, которые находятся под протекторатом России.

В конце XIX века в Дагестан зачастили посланцы из Иерусалима, которые собирали деньги для халукки. Одновременно начался отток горских евреев на землю обетованную и уже перед Первой мировой войной община горских евреев близ Эрец-Исраэль насчитывала несколько сотен человек.

В 1884 году главный раввин Темир-Хан-Шуры рабби Шарбат Ниссим-оглы отправил своего сына Элияху в Высшее техническое училище Москвы и тот стал первым горским евреем, получившим высшее образование. В начале XX века в Баку, Дербенте и Кубе открылись первые школы для горских евреев с преподаванием на русском языке.

После Октябрьского переворота горские евреи Баку и Дагестана активно включились в борьбу советской власти с местными мусульманскими сепаратистами и по некоторым оценкам составляли около 70 % красногвардейцев.

Во время Второй мировой войны немцы кратковременно оккупировали некоторые из районов Северного Кавказа, но полностью уничтожить там всё еврейское население не успели, по всей видимости, ожидая более чётких указаний из центра относительно неизвестной им этнической группы.

После Великой Отечественной войны советские власти усилили наступление на иудаизм. Было отменено преподавание на еврейско-татском языке, прекратился выпуск газеты «Захматкаш» и свёрнута вся литературная деятельность на еврейско-татском языке. Эта газета стала снова выходить только в 1975 году – в виде попущения властей после того, как усилилось движение горских евреев за репатриацию.

Религия горских евреев

Горские евреи бежали из Персии, чтобы сохранить иудаизм, и в итоге их приверженность религии предков оказалась настолько сильна, что побудила Хазарский каганат принять еврейскую веру.

Борясь с исламизацией, иудеи неоднократно подвергались гонениям. И только религия, а также твёрдое следование канонам иудаизма позволили им не затеряться среди других народов Кавказа и сохранить свою яркую самобытность.

В современных общинах горских евреев обязательно есть своя, «горская», синагога, свои раввины (даяны), свои проповедники в храме (нумазы), свои учителя. Горские евреи продолжают называть религиозные праздники по-своему. Например, Пасха у них «Нисону», Пурим – «Гомуну» и так далее.

Традиции горских евреев

До советского времени горские евреи жили большими семьями. Одна такая семья включали три-четыре поколения и могла насчитывать до 70 человек, которые проживали в одном дворе. При этом у них была распространена полигамия, но у каждой жены с детьми был отдельный дом или отдельная часть дома.

Несколько больших семей, ведущих родословную от общего предка, образовывали тухум (буквально – «семя»).

В случае неисполнения обычая кровной мести еврейские семьи могли породниться. Если убийца тоже был евреем, а родичам убитого не удавалось ему отомстить в течение трёх дней, семьи имели право уладить конфликт узами кровного родства.

В городах евреи жили в отдельном квартале или предместье. Общиной руководил глава наиболее уважаемой или многочисленной семьи. Например, общиной горских евреев в Дербенте руководили три избранных человека: глава и два его заместителя.

Главный раввин города избирался руководителями общины.

В остальном культура джухурхо, как уже было сказано, не сильно отличаются от культуры дагестанцев и азербайджанцев: они готовят те же блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, похоже одеваются и подчиняются адатам – то есть, законам основанным на обычаях куначества и кровной мести. У них так же было принято платить за невесту калым и устраивать помолвки в младенчестве.

Горские евреи были полностью включены в структуру сложных межродовых отношений Кавказа и поэтому до сих пор трепетно относятся к землячеству, они слыли храбрыми джигитами, но при этом они всегда соблюдали субботу, обряд обрезания и ели только кашерную пищу. 

горские евреи

Занятия и ремёсла горских евреев

Горские евреи с глубокой древности сумели монополизировать торговлю коврами на Дербентских рынках, и это занятие у них считалось очень почётным.

Если в других регионах России евреям было запрещено возделывать землю, то на Кавказе они свободно занимались земледелием и поэтому сохранили традицию разводить шелкопрядов, выращивать абрикосы, табак и виноград.

Городские горские евреи тоже в основном занимались сельским хозяйством - виноградарством и виноделием, а кроме того разводили растение марену, из которого в старину добывали красную краску.

Из еврейских горских виноделов вышли первые горско-еврейские миллионеры: Ханукаевы и Дадашевы. К концу XIX столетия они основали в Дагестане первую крупную рыболовецкую компанию.

Горские евреи, кроме того, издавна практиковали кожевенное ремесло, но после того, как российские власти в начале XX века запретили им ездить в Среднюю Азию за шкурами, эта отрасль пришла в упадок.

Кухня горских евреев

Многие горские евреи соблюдают кашрут – запрет есть мясо хищной птицы и смешивать мясо с молоком и молочными продуктами.

Кроме того, горские евреи соблюдают традицию выпечки субботнего хлеба. Такой хлеб называется хала, его пекут перед шаббатом и едят утром в субботу.

Песни горских евреев

У горских евреев богатейшая песенная культура, которая развивалась в двух направлениях: в культовых напевах и в неконфессиональном фольклоре. В синагоге их пение представляет из себя неметризованный речетатив в пределах небольшого диапазона. Таким образом они произносят нараспев тексты Торы и другие религиозные тексты.

Большое значение в культуре горских евреев имеют также обрядовые песни. Например, начало полевых работ у них сопровождалось песней «Мигьи’д хори’ дурини’», дождь они вызывали песне «Гуди’л, гуди’л».

У горских евреев, существуют специальные песни для обряда обручения и свадьбы, и каждая церемония (шествие невесты, преподнесение подарков, приготовление пищи для праздничного стола, окрашивание хной ногтей на руках родственников и гостей…) сопровождается отдельной музыкальной композицией.

Кроме колыбельных горские евреи поют своим детям специальные песенки, под которые ребёнок учится ходить.

Поминальные обряды горских евреев сопровождаются плакальщицами, которые исполняют традиционные плачи и причитания («гирьегъо’», «домоё’с»).

Среди музыкальных инструментов, которые используют горские евреи, выделяется один уникальный. Это шофар – рог, который звучит в синагоге во время празднования Нового года. 

Известные горские евреи

Лекарем у имама Шамиля был горский еврей Султан Горичиев. Он оставался с имамом до самой его смерти. Самой любимой женой Шамиля, с которой у него получился самый долгий брак, тоже была горская еврейка – Анна Улуханова, дочь купца из Моздока.

В шоу-бизнесе прославилась представительница горских евреев певица Сара Манахимова (творческий псевдоним – Жасмин).

Одним из авторов памятника Неизвестному солдату, установленному в Москве у Кремлевской стены, был горский еврей Юно Рувимович Рабаев.

Также известны писатели Хизгил Давидович Авшалумов и Миши Юсупович Бахшиев, а Союз кавказских писателей Израиля возглавляет горский еврей Эльдар Пинхасович Гуршумов.

Кроме того, в Израиле среди горских евреев есть два генерала (Алуф Эхуд Адам и Адам Иекутиэль).  

В бизнесе наибольшую известность получил бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов. 

Источник:

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6