Как подружить детей разных культур? эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 3)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Как подружить детей разных культур? фото архив респондента

В России проживают представители 194 народов. Для детей школа часто становится первым в жизни местом межэтнического взаимодействия. От того, каким оно будет, во многом зависят будущие взгляды молодых граждан нашей страны. Учитель русского языка и литературы Ярцевской средней школы №2 им. Героя Советского Союза Н.А. Данюшина Наталья Борисовна Медведева поделилась с "НацАкцентом" работающими практиками вовлечения детей-мигрантов в школьный социум.


Формирование дружеских отношений в классе без оглядки на национальность детей – важная задача для педагога из любого региона, в том числе, с преобладающим русским населением. В Смоленской области проживают в основном русские. Но в последние несколько лет миграция населения стала более интенсивной. Так, в 2002 году в Ярцевском районе области процент русского населения составлял 91,9%, а к 2020-му он уменьшился до 91,34%. Многие иностранцы переезжают семьями, поэтому не большое в процентном соотношении изменение особенно видно в школах: все чаще за одной партой оказываются представители разных народов.

"Важно с детства рассказывать о других национальностях и их традициях, прививая уважение к чужой культуре", –

считает Медведева.

Взаимодействие с социумом – главная задача

Наталья Борисовна работает учителем русского языка и литературы более 30 лет. За это время у нее учились дети разных национальностей: азербайджанцы, евреи, украинцы, армяне, цыгане, таджики, немцы. У всех в той или иной степени были проблемы с адаптацией в русских школах и с общением на русском языке. Когда в класс приходит новый ученик, инофон (носитель другого языка и соответствующей картины мира – прим. автора), именно учитель должен помочь новичку стать частью общества.

– Дети стесняются своего акцента, ошибок, которые допускают в разговоре с другими ребятами, из-за этого они могут закрываться в себе и даже хуже работают на уроках. С другой стороны, для меня важно подготовить уже сформированный коллектив к новому ученику, какой бы национальности он ни был. У нас учатся, в основном, русские дети. Моя задача – не допустить буллинга, погрузить инофонов в незнакомую для них языковую среду. Все это можно сделать на основе развития речи и мышления на уроках и вне их. Для этого я сформировала разные виды и формы работы, которыми пользуюсь на протяжении многих лет.


Расскажи о своем имени

Имя – показатель принадлежности к этносу, самое близкое и понятное слово для каждого человека. Рассказывая о своём имени, ученик раскрепощается, потому что говорит о том, что ему знакомо и дорого.

– Недавно к нам переехал из Таджикистана ученик 6 класса Исмоил Д. Он испытывал трудности в общении с одноклассниками, был замкнут, ему было трудно воспринимать русский язык, тем более на уроках. Для того, чтобы «подстегнуть» его мышление и речь, я предложила выполнить мини-проект «Расскажи о своём имени». Мальчик с воодушевлением принял мое предложение и выполнил задание. Выступая перед классом, он рассказал, что его имя арабского происхождения и его буквальное значение – «Да услышит Бог». Чтобы вывести ученика на диалог, я задавала наводящие вопросы о его родном крае, любимых местах и традициях. В этот момент у него загорелись глаза, он перестал стесняться, речь стала более свободной. Одноклассники слушали мальчика с интересом, погружаясь в традиции другого народа. Видно было, что между учениками 6 класса постепенно пропадал межэтнический барьер.



Индивидуальный подход

В работе с детьми очень важно понимать, что каждый ребенок индивидуален и подход к ученикам одного и того же класса должен быть разным. В тот же 6 класс пришел еще один ученик, который плохо разговаривал и писал по-русски. Аулисман С. был более активным, чем Исмоил Д., и не стеснялся отвечать на уроках. Поэтому учитель работала с ним по другой схеме.

– Я предложила ученику работу с текстом: ему надо было найти ключевые слова текста и придумать продолжение к нему. Этот мальчик был более общительным с самого начала и поэтому с ним было проще работать, учил стихи на русском языке и с удовольствием их рассказывал. Благодаря такой работе Аулисман С. стал чаще отвечать на уроках, причем полными связанными между собой предложениями, скорректировались окончания.


Традиционные формы работы

Помимо индивидуальных заданий и проектов, учитель использует и традиционные формы работы: изучение художественных произведений, в том числе сказок и рассказов народов мира, написание сочинений, перекрестную работу с текстом авторов разных национальностей и другие.

– Такие приемы позволяют погрузить учеников всех национальностей, которые присутствуют в классе, в художественную ткань незнакомого им произведения. А при написании сочинений каждый делится самым сокровенным, говорит о том, что его на самом деле волнует и то, что он бережет глубоко в памяти. В процессе обсуждения письменных работ, школьники понимают, что у каждого человека есть дорогие для него места, вещи, люди, и это сближает и объединяет учеников разных национальностей.

Внеклассная деятельность

На классных часах, праздниках и фестивалях дети изучают различные культуры и обычаи, учатся уважать и принимать особенности друг друга. Это способствует укреплению дружеских связей и преодолению негативных стереотипов и предрассудков. А еще благодаря таким мероприятиям в работу вовлекаются дети всей школы, а не отдельного класса.

– Недавно в нашей школе прошёл фестиваль «Народы России», в котором каждый класс принял участие, приобщившись к какому-либо народу и показав его особенности истории и быта. Ученики показывали танцевальные номера, читали стихи, исполняли песни, рассказывали о традициях, представляли национальные блюда, показывали национальную одежду и многое другое. Такие мероприятия лучше слов и книг способствуют пониманию основ жизни разных народов, формируя межэтническое взаимопонимание у подростков.


Погрузиться в историю и узнать подробнее о других этносах учителю помогает посещение исторических музеев, тематических выставок, экскурсии как по Смоленщине, так и виртуальные, основанные на презентациях, видеороликах, фильмах и онлайн-картах.

– Считаю свою работу очень важной, особенно в современное, неспокойное время. Это наша, взрослых, зона ответственности: помочь формированию взглядов и приоритетов у подростков, не имеющих достаточного жизненного опыта, чтобы самостоятельно разобраться в важных вопросах межнациональных отношений в многополярном мире.


Фотографии предоставлены героиней материала.

Тэги
Поделитесь статьей