Зачем хранить и актуализировать фольклорное наследие? Как обстоят дела с сохранностью песенных и музыкальных традиций в разных регионах России? Почему молодым не стоит ходить проторенными тропами? В Единый день фольклора "НацАкцент" поговорил с известным музыкантом, фольклористом, одним из наставников проекта "Звук Евразии" Сергеем Старостиным.
- Как наставник «Звука Евразии» что можете пожелать участникам перед стартом?
- Прежде всего, порекомендовал бы обрести свое лицо. Дело в том, что велико искушение следовать какой-то проторенной тропой. Наследие надо открывать самому, глубины и краски находить самостоятельно. Тогда пользоваться всей палитрой фольклора будет и проще, и честнее.
- Всероссийская акция «Единый день фольклора» проводится второй раз. Как Вы к ней относитесь?
- Во Всероссийской акции я участвовал в прошлом году и даже писал фольклорно-исторический-этнографический диктант. Не уверен, что написал его на 100 баллов. В этом году акция прошла стороной от меня, был очень занят.
- Как на Ваш взгляд нужно проводить этот День, чтобы была польза?
- Надо просто проанализировать творчество наших предков и посмотреть, что для них являлось ценным и важным. На этом материале можно много чего придумать креативного. Это дело молодых умов, которые хотят жить если не в обнимку с традициями, то хотя бы с большим уважением и повернувшись к ним лицом. Я уповаю на молодежь и верю, что она не только найдет достаточное количество креативных идей, но и сможет их воплотить.
- Недавно вы предложили сделать аутентичный русский фольклор одним из инструментов социальной терапии. Кому поможет такое "лечение"?
- Фольклор как инструмент социальной терапии явление универсальное. Это средство, которое может помочь любому человеку в обретении себя, уверенности в жизни, видении перспектив, налаживании связей между прошлым и будущим. Самое главное - не утратить чувства меры и не разменивать себя на все и сразу. Дело в том, что фольклор при всей его многогранности, многоликости и масштабности - явление очень интимное. Прежде всего, это те знания, которые передавались в близком кругу в семье от дедов и бабушек детям и внукам. Художественный язык и навыки, которые были понятны, потому что принадлежали близкому кругу. Обретение информации этого близкого круга было очень важным для конкретного человека, потому что заниматься абстрактным художественным творчеством или говорить абстрактно о фольклоре - говорить ни о чем. Когда у нас есть личная заинтересованность и какая-то связь, ниточки, связывающие нас с наследием предков, тогда это обретает ясные и понятные очертания. Становится нужным и необходимым.
Ведь внутри фольклора как художественной системы существуют очень важные приемы и функции для установления гармонии с миром и с собой.
- Вы были одним из экспертов фестиваля «Мир Сибири». Как дела с фольклором в Сибири?
- Конечно, существование фестиваля «Мир Сибири», который на следующий год отметит свое двадцатилетие, внесло определенную ноту оптимизма и веру в преемственность традиций. Фольклор в Сибири развивается семимильными шагами. Мало населенных пунктов, и больших и малых, которые остались бы глухи к своему наследию. В Сибири мода на фольклор: поют много, хорошо, мощно, качественно, что немаловажно. Есть большие, слаженные коллективы.
- А в других регионах как обстоят дела?
- Не везде, к сожалению, так же оптимистично, как в Сибири: где-то густо, а где-то пусто. По традиции у нас на юге России более-менее сохранная традиция, особенно в Белгородской, Воронежской, Брянской, Липецкой областях. Тульская область – тоже один из примеров бережного сохранения традиций. Можно назвать и другие области, где происходит много интересных явлений, связанных с наследованием, актуализацией культуры. Но Сибирь, безусловно, на переднем крае.
Всероссийский музыкальный проект "Звук Евразии" проводится Гильдией межэтнической журналистики при поддержки Президентского фонда культурных инициатив. Восемь финалистов проекта съедутся в Москву уже через две недели. Следите за нашими новостями!
Тэги