Мужские игры, "живые" народные промыслы, вкусная еда и похороны мушки-блошки. "Национальный акцент" побывал на фестивале традиционной русской культуры"Мусаткин двор" в центре Липецка. Экскурсию для нас провел вдохновитель и организатор действа Максим Тарасов.
Обряд всему голова
Мы реконструируем народные гуляния в русских ярмарочных традициях. Конечно, в современном переложении. Все народные гуляния в старину начинались с обряда, так как ярмарки всегда были приурочены к какому-то событию крестьянского года. Поэтому любое наше мероприятие начинается с идеологического компонента – обряда.
В частности, сегодня на "Мусаткином дворе" мы реконструируем один из древнейших славянских обрядов – похороны мушки-блошки, который когда-то проводился по всей России. Обряд посвящен окончанию календарного крестьянского года, его проводили 14 сентября: именно в этот день начинался новый крестьянский год до реформы Петра I.
В Хворостянке, селе Добринского района Липецкой области, обряд фрагментарно сохранился по сей день. Для нас его реконструируют те люди, которые в детстве принимали в нем участие. Мы наш фестиваль периодически сдвигаем, но всегда с учетом того, чтобы он попадал на какие-то календарные обрядные формы. Обряд – азбука гуляний.
Ремесла – незабытая традиция
На традиционных ярмарочных гуляниях всегда присутствовали ремесленники. Здесь сейчас около 40 человек, которые занимаются именно традиционными ремеслами.
Вот сидят девушки с прялкой и за ткацкими станками - вполне себе аутентичные ремесла.
Задача – собирать наших местных ремесленников, создавать им среду для общения и показывать их во всех красе. Благо, нам действительно есть что показать. Липецкая область – единственная в России, где есть четыре вида глиняной игрушки: знаменитая Романовская, на мне кстати, реконструкция романовского костюма начала IXI века, Добровская, Измалковская и Юрьевская.
У нас на фестивале игрушки представляют наследники традиций: люди, которые учились у тех самых мастеров.
Мужские игры
Большинство фольклорных праздников в России, сейчас обладают, скажем так, женским колоритом: нарядные женщины поют песни на не всегда понятном современному человеку языке.
Мы считаем, что фольклор не подлежит феминизации. Он должен сохранять примесь тестостерона, адреналина и мускулинности.
Окончание сезона - мужской праздник, поэтому мы реконструируем силовые традиции, которые бытовали на Руси, и в окрестностях Липецка тоже. В частности, главной "фишкой" мероприятия являются кулачные бои.
Под Липецком, в том самом Мусаткином дворе, в честь которого назван фестиваль, эти самые кулачные бои проводились аж до 80-х годов прошлого века.
Кулачные бои в традиции – это элемент воинского мужского воспитания. Мужик, который не боится получить по морде, – хороший воин.
С помощью спортклубов мы реконструируем эту традицию. Собрали свидетельства, как эти "кулачки" проводились, четко понимаем их сценарный план, соблюдаем правила: работать только в одну зону, по спине не бить, до крови не бить. У нас еще более лайтовый вариант – исключили удары в голову. Допускаем только спортсменов. Проводим также спортивные силовые мужские игр, которые найдены в этнографических экспедициях по региону.
Пирог с моцарелой VS кулебяка
Ярмарочная традиция без еды – никуда, но с традиционной кухней в наших кафе и ресторанах пока не очень. Прихожу на масленицу в липецкие парки и какое главное блюдо там продают? Шашлык: на одну блинную точку десять шашлычных!
Мы пошли другим путем: собрали ряд городских ресторанов, которые согласились на эксперимент, и сказали им – ребята, вот книжка с традиционными рецептами, почитайте, пожалуйста, и что-то приготовьте. Кто-то попробовал приготовить кулебяку, суп-кулеш.
Но продается, например, у нас в ресторанном ряду и открытый пирог с моцарелой и икрой. Но мы хотя бы попробовали. Верим, что дальше будет лучше.
Потрогать и поработать
Нам по пути не со всеми этнографами и фольклористами: мы за то, чтобы традиция была живой, такой, которую можно попробовать самому.
Мы не говорим: "Мальчик, это ступа, она из музея, ее нельзя трогать". Наш принцип: "Мальчик, бери ступу и фигач"!
На мой взгляд, это правильный подход, благодаря которому у людей возникает интерес к этнографии. То, что здесь происходит, это эманации здорового фольклорного движняка, задорного и молодого.
Молодых людей, которые горят своей работой и ищут новые, а не затхлые музейные формы, в фольклористике и этнографии очень много. Здесь у нас собрались именно такие ребята, поэтому фестиваль гот от года развивается и набирает популярность.
На заглавной фотографии - Максим Тарасов в традиционном романовском костюме.
Фото Маргариты Лянге.