Звук женщины: почему женщину народа сето сперва слышно, а потом видно эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 3)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Звук женщины: почему женщину народа сето сперва слышно, а потом видно фото О.Миронович, НацАкцент

В палатах Постникова Псковского музея-заповедника открылась выставка «По платью видно, кто идёт», на которой представлены старинные серебряные украшения малочисленного народа сето. Эта коллекция, собранная за сто с лишним лет со времени основания музея, экспонируется впервые. В неё входят не только знаменитые сетоские фибулы – «сыльги», в том числе авторские, но также массивные серебряные цепи причудливого плетения с подвесками в виде шишек и листьев в натуральную величину.

Сето – малочисленный православный финно-угорский народ, который считает своей родиной Печорский район Псковской области, поскольку этот этнос сформировался на землях вокруг Псково-Печерского монастыря. Русские издавна называют своих сетоских соседей полуверцами – из-за того, что эти северо-западные финно-угры вплоть до начала 20 века хранили свои языческие обычаи и поклонялись заодно богу Пеко.
В 90-е годы основная часть этого народа переселилась в Эстонию. По переписи 2010 года в России насчитывалось всего 214 сето, в том числе в Красноярском крае, куда псковские сето переехали во время столыпинских реформ.



Отличительная особенность сетоского женского костюма – большое количество серебряных украшений. Среди них выделяется массивная нагрудная фибула в виде воронки – «сыльг», главное украшение замужней женщины до 45 лет, которое передавалось от бабушки к внучке и считалось очень сильным оберегом.



Если хозяйка сыльга умирала, не успев передать это украшение по наследству, то её фибуле полагалось 40 дней «отдыхать», прежде, чем её могла надеть на себя другая женщина.
В первый раз переступая порог дома жениха, невеста не имела права надевать на себя семейные украшения, чтобы не навредить новой родне, так как сето верили, что сыльг и другое родовое серебро обладают магическими свойствами.

Во время моровых поветрий через сыльг лили воду, которой потом поили людей и домашний скот.

На выставке в палатах Постникова представлены несколько сыльгов, покрытые резными узорами в виде геометрических и растительных орнаментов, а также крестами.



Эти орнаменты символичны. Допустим, косая решётка изображает землю – главный крестьянский символ плодородия и благополучия.
На сетоских украшениях также нередко встречается гравировка в виде двуглавого орла как знак принадлежности народа сето Российской империи.
Усечённая вершина конуса сетоской фибулы окружена ободком с насечками, к которому крепится игла-застёжка. Нижний край сыльга украшен несколькими рядами чеканных зёрен и ободков с насечками.



На одной из фибул, которая хранится в Псковском музее, есть личное клеймо тартуского ювелира Роберта Юлиуса Хуго Хермана с гербом города Тарту в виде башенки с воротами.



Другая подписана мастером серебряного цеха, которого звали Александр Ёханн Бломериус.



Согласно сетоской пословице, женщину народа сето сначала слышно, а потом видно, так как во время ходьбы на ней звенят многочисленные серебряные цепи.
Сето и русские всегда жили бок о бок, и быт этих двух народов во многом схож. Русские женщины тоже носят в качестве украшений цепочки, но не такие увесистые и не так много.

Поэтому старинные сетоские деревянные шкафы всегда можно отличить от таких же шкафов из русских деревень по одной специфической детали: в них обязательно есть ящичек для серебра, в котором женщины хранили свои многочисленные украшения.



Полный комплект украшений сетоской женщины мог насчитывать до 22 предметов, а их совокупный вес мог достигать 5 килограммов.

В палатах Постникова посетители могут увидеть объёмные так называемые столбчатые сетоские цепи, плетённые в пять колец из металлической ленты, украшенной штампованным узором (попеременно косая решётка и зигзаг).



Длина некоторых из этих цепей – больше двух метров, а вес каждой – около 300 граммов.
Плоские или ленточные сетоские цепи тоже отличаются сложным плетением. Чаще всего они были разъёмными, а их концы скреплялись замком, который сам по себе произведение ювелирного искусства.



Торцевая поверхность таких замков обычно изобилует ажурными узорами из серебряной ленты с насечками по краю, имитирующими скань.
Нередко эти замки дополнялись подвесками на кольцах в виде колокольчиков с бахромой из цепочек, или к ним крепили монеты. Кроме того, на таких замках часто можно увидеть фигурки голубей как символ семейного счастья.



На оборотной стороне замка есть игла, которой он фиксируется на одежде.
На более скромных сетоских цепях плотного якорного плетения иногда из серебра сделан только замок, да и сам он выглядит победнее и украшен всего лишь резьбой в виде растительных мотивов.
Похожие на сетоские замочки встречаются на украшениях, изготовленных костромскими ювелирами, отмечают специалисты.

А поскольку изделия костромичей продавались на ярмарках по всей европейской части России и были доступны крестьянам по цене, то есть все основания полагать, что они присутствуют и среди сетоских украшений.

Например, сето могли покупать костромские серебряные браслеты и дополнять их своими традиционными серебряными подвесками.

Ещё одним межэтническим украшением считаются серьги. Однако в эстонском традиционном народном костюме они отсутствуют, а в сетоском, как и в русском, представлены. В коллекции Псковского музея сохранились старинные сетоские серьги с подвесками в виде виноградной грозди (русские называли такие «листиками»).



Особое значение для сето имеет изображение креста, в том числе креста, который цветёт и плодоносит, так как он символизирует древо жизни.



Например, вот это старинное сетоское ожерелье украшено восемью процветшими крестами, из перекладин которых как будто прорастают побеги. Этот мотив цветущего креста характерен для сетоских украшений XVI-XVII веков.



Ещё одно сохранённое музейщиками старинное ожерелье украшают датские, нидерландские и русские монеты, самая ранняя из которых датируется 1623 годом, а самая поздняя – 1776.



Ожерелья с монетами стали у сето особенно популярны в 20-х годах прошлого века, когда царские металлические деньги вышли из повседневного обращения и постепенно перекочевали в женские украшения.



В представленных на выставке старинных ожерельях особенно интересны объёмные металлические бусины с чеканным орнаментом. Такие же полые бусины встречаются и традиционных украшениях эстонских женщин, но у эстонцев они гораздо мельче.



Ещё один характерный элемент сетоских украшений – листовидные подвески нередко такого же размера, как настоящие, например, дубовые листья.



Сетоские ожерелья, кроме того, часто украшались старинными серебряными пуговицами со сканью и зернью. Такие пуговицы в XVII и XVIII веках продавались не только в розницу, но и на вес. О древности пуговиц, которые встречаются в сетоских украшениях из коллекции Псковского музея, свидетельствуют сплющенные и сильно потёртые сканые веревочки из тонкой позолоченной проволоки, которыми они были обвиты.



Выставка «По платью видно, кто идёт» дополнена образцами сетоских костюмов, чтобы посетители могли посмотреть, как серебряные украшения вписывались в образ сетоской женщины.



Кроме того, там можно увидеть разноцветные сетоские кружева, а также сетоские варежки и носки с национальными орнаментами.



Ольга Миронович, фото автора

Тэги
Поделитесь статьей