Два года назад в Чувашии впервые отметили национальный праздник – День чувашской вышивки. Продвижение этнобренда? Да, и какого! Через уникальное рукоделие, представленное в Музее чувашской вышивки в Чебоксарах, читается история древнего народа. Осенью 2021 года в музее побывали участники этноэкспедиции Гильдии межэтнической журналистики.
Самый заметный экспонат здесь – карта Чувашской АССР, размером около семи квадратных метров. Одиннадцать мастериц фабрики "Паха тĕрĕ" из села Альгешево вышивали ее для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1939 года. Рисунок каймы придумала Екатерина Ефремова, молодая художница, ставшая хранителем и продолжателем традиций народного искусства. В ее день рождения, 26 ноября, и отмечается теперь День чувашской вышивки.
"Паха" по-чувашски означает нечто очень хорошее, прекрасное, ценное",
– поясняет заведующая Музеем чувашской вышивки Надежда Сильверстрова.
Что значит "тĕрĕ", мы уже и сами сообразили!
Вышивка – язык хоть и не письменный, а рассказать может не меньше, чем рукописные летописи. Сотни монографий написано: как появились на Волге булгары, где жили их прадеды во времена Золотой Орды и при Иване Грозном, почему бунтовали вместе с Разиным и Пугачевым, чем отличаются обычаи верховых, средненизовых и южных, низовых чувашей, и что объединяет их – потомков древних суваров, пришедших из Центральной Азии.
Лев Гумилев считал чувашский язык последним и единственным живым наследником древнейшего тюркского языка – хунну. А исчезнувшие хунны – ближайшие соседи древних китайцев, воспринявшие их иероглифы. Стилизованные следы которых мы до сих пор видим на чебоксарской вышивке, даже машинной, сувенирной.
КИТАЙСКИЕ ПИСЬМЕНА НА ЧУВАШСКОЙ РУБАХЕ
Этнолог, географ и философ Лев Гумилев, историк Татьяна Крюкова и лингвист-синолог Михаил Хван в конце 1950-х годов сделали научный анализ чувашского свадебного женского наряда XVIII века.
"Упомянутая рубаха находится в коллекциях по чувашам Государственного музея этнографии народов СССР в Ленинграде", –
примечание к очерку "Китайские письмена на чувашской рубахе".
Там, в Санкт-Петербурге, она находится и сейчас. Редчайшая вещь. В Музее чувашской вышивки в Чебоксарах мы видим реплику артефакта. Удачно ли 300 лет назад вышла замуж вышивальщица, была ли счастлива, сколько детей у нее родилось, сколько выжило – бог весть… А о чем думала и мечтала накануне свадьбы, нетрудно догадаться.
В орнаменте старинной рубахи часто повторяется мотив лука и стрелы, и это не случайно. В свадебных обрядах многих центральноазиатских народов жених приезжал в дом невесты, вооруженный луком и стрелой, что подчеркивало его мужественность и добычливость. Стрела – символ мужского начала. И пиктограммы на вышивке разворачиваются в целый рассказ:
"Он (жених, возлюбленный) стремится к ней (стрела положена на лук и нацелена к центру большого ромба). Он и она встретились. Он жаждет ее любви (стрела натянута на тетиву). И они слились (стрела попала в цель)".
ЗАЧЕМ МУЖЧИНЕ ПЛАТОК
Вышивка – женское повествовательное письмо. Ученые мужи уж сто лет расшифровывают его, а современники как справлялись? Спокойно. Что-что, а язык символов любой жених понимал!
К свадьбе девушки готовились задолго, а долгими зимними вечерами особенно тщательно (и тайно от всех) готовили суженому красивый платок. Никакого бытового применения эти небольшие куски холста с плотной двусторонней вышивкой не имели. Обрядовые жениховые платки верховые чуваши, чуваши Оренбуржья и Приуралья называют по-разному – сулак, керу тутри, ал тытти или просто тваткал (то есть прямоугольник). В разных районах на свадьбе их держали в руке или пришивали к рукаву, чтобы не упал во время пляски, затыкали за пояс или покрывали плечи. Платок был на виду, показывал мастерство невесты и ее художественный вкус. В орнаменте платка можно было увидеть указания на род жениха и множество символов благополучной жизни.
ТУХЬЯ, ХУШПУ И ДРУГИЕ СОКРОВИЩА
Жениховые платки после свадьбы убирали в укромное место как реликвию. Молодуха снимала девичий головной убор – тухью, и надевала соответствующий статусу замужней женщины – хушпу.
Тот и другой убор бывают разными. Тухья – в виде шлема с навершием или без, хушпу – тоже шлемовидная или, чаще, конусообразная. Обе изобильно украшены орнаментальной вышивкой, только не нитяной, а бисерной – красной, зеленой, голубой, желтой и белой.
Чувашские головные уборы роскошны, но и тяжела же эта красота! Шапочка плотно унизана монетами, которые свободно свисают с краев, мелодично позванивая при ходьбе и как бы аккомпанируя в танце.
В Музее чувашской вышивки есть целая "Серебряная кладовая", где кроме головных уборов можно увидеть массу украшений: ушные алка, халха саки и сарка; шейные сюха и мая; нагрудные ама и шулькеме. А еще наспинные, чересплечные, поясные, не говоря уж о браслетах и кольцах.
Но главное в музее все же вышивка. Одних только видов стежков талантливые чувашки изобрели сотни. Гладкий шов, зигзаг, глазок, вилочка, веревочка, косичка, паучок, лягушачьи лапки, бараньи рога, вереница гусей, еловая ветка…
Некоторые швы настолько затейливы, что и называются мудреными (или дурацкими, в зависимости от квалификации вышивальщицы). А недавно при музее открылась Национальная школа вышивки. И часто проходят выставки современных мастеров.
Участникам этноэкспедиции Гильдии межэтнической журналистики, например, повезло увидеть работы петербурженки Наталии Михайловой, которая училась вышивке у легендарной народной художницы Марии Симаковой. Наталия делает кукол, которые как будто вышли из чувашских песен и сказок.
Вышивка изначально – не просто рукоделие, а создание оберега. В магические свойства древних узоров сейчас мало кто верит. Но мастерицы-то знают – техники, навыка владения иглой мало. Чтобы получилась красивая, глубинно-аутентичная вещь, нужен правильный настрой, ощущение сопричастности миру, терпение, любовь, знание традиций (а может, и немножко ворожбы). И фантазия, конечно. Посмотрите – ну не диво ли?!
Экспедиция организована при поддержке Фонда президентских грантов.
Текст и фото – Надежда Жуковская для НацАкцента