Крым в составе России уже три года – 16 марта 2014 года прошел общекрымский референдум. По официальным данным, за присоединение к России в Автономной Республике Крым проголосовали 96,77% человек, в Севастополе – 95,6%. После вхождения в состав России в Крыму был принят закон о реабилитации репрессированных народов, установлены три государственных языка: русский, крымско-татарский и украинский. Какие ещё этнические вопросы в Крыму требуют решения? Сложности с получением справок о реабилитации, "черные копатели", разрушение памятных мест и плохие дороги – главы региональных национально-культурных автономий и сообществ рассказали "НацАкценту" о том, что три года спустя изменилось к лучшему, а что остается по-старому.
Джулия Джакетти-Бойко, председатель сообщества итальянцев Крыма "Черкио":
Еще не все решено с реабилитацией депортированных народов. Очень сложно получить справки о реабилитации, потому что по общим правилам сейчас нужно подавать запрос через полицию в места депортации. Там большие задержки, и все зависит от воли и расторопности других государств. Нас реабилитировали недавно, и нашим старикам очень сложно сейчас получить эти справки.
Они рады, что дожили до реабилитации, моральное удовлетворение получили, но хотелось бы еще получать и материальную поддержку в виде льгот. Но я знаю, что этот вопрос Госкомнац Крыма старается решать.
На мой взгляд, недостаточно внимания уделяется Керчи, древнейшему городу РФ. Туристическое направление недостаточно развивается.
Межэтническая обстановка стала гораздо лучше. Хотя есть проблемы для многих общин при регистрации, потому что сейчас это стало гораздо сложнее и затратнее, чем было при Украине. Сейчас это необходимо делать через Министерство юстиции и ездить в Симферополь, иногда и не один раз. Многие общины нашего города до сих пор не зарегистрированы именно из-за сложностей в оформлении.
Думаю, что межэтнических конфликтов нет. Такое ощущение, что национальный вопрос в Крыму подогревался специально.
По моим личным ощущениям, стало спокойнее и лучше, когда вынули эту занозу крымско-татарского вопроса, когда оказалось, что можно действительно решить те вопросы, с которыми крымско-татарский народ обращался к украинской власти, и на которые много лет не обращали внимания. Стало спокойнее, и сами татары стали намного спокойнее.
Анатолий Гендин, глава РНКА евреев Крыма:
Хотелось бы дороги лучше. Сейчас делают большие вложения в дороги и реконструкции городов, но качество работ оставляет желать лучшего. Хотелось бы приблизить момент открытия Керченского моста, потому что связь с материком через переправу сложна, она зависит от погоды. Когда штормит или дует сильный ветер, переправа закрывается, и очередь увеличивается. А с мостом проблема будет решена. Летать самолетом не всегда получается. И хотелось бы, чтобы вы чаще к нам приезжали!
Межнациональная обстановка в Крыму спокойная. Сейчас кричат те крымские татары, которые уехали на Украину, а местные в основном все довольны.
Но есть ряд вопросов, которые мы не можем окончательно решить на протяжении ряда лет, начиная еще при Украине и продолжая при России. Есть у нас трасса Симферополь-Феодосия. На 10-м километре – место массовых расстрелов евреев и крымчаков, а также цыган и военнопленных моряков фашистами в декабре 1941 года (около 18 тысяч человек). Лет 30 назад появились первые гробокопатели, которые разрывали землю, рылись в прахе, искали ценности. Тогда по указу обкома партии весь расстрельный ров перекрыли бетонными плитами, а на трассе поставили пост ГАИ, и раскопки прекратились. В 2000-х годах Украина пост убрала, гробокопатели снова появились. Мы много лет просим вернуть пост ГИБДД. Крым кивает на Москву, а Москва говорит, что это ваше региональное дело, решайте все на местном уровне. Обещали и камеры поставить, но пока ничего нет. А таких массовых захоронений после Бабьего Яра я больше нигде не знаю. В Симферополе нет семьи евреев и крымчаков, чьи родственники не лежат в этом расстрельном рву.
Есть у нас старое разрушенное еврейское кладбище. Оно начало функционировать в 1911 году, в 1964 году было закрыто. На сегодняшний день старо-еврейское кладбище, как единое целое в историческом плане, не сохранилось. Фашисты во время войны из надгробий делали себе хозпостройки для военных. Часть кладбища в 70-е года отдали городу под хозяйственные постройки и жилые дома. Крымский облисполком давал неоднократные указания городу: восстановить разрушенное ограждение кладбища, разрытые могилы засыпать и засеять травой, навести порядок и т.д., и передать на обслуживание в Ассоциацию еврейских организаций и общин Крыма. Из семи пунктов указаний было выполнено только одно: кладбище передали нам на обслуживание в 2000 году. Мы в архиве недавно нашли интересный документ 1917 года, подтверждающий, что на этом кладбище было захоронение 64-х евреев-воинов, получивших ранения на фронтах Первой Мировой войны в 1914-1918 годах. Таких братских могил Первой Мировой войны на территории России больше нет.
Также мы пытаемся добиться того, чтобы в Крыму предоставили выходные дни хотя бы по трем важным для евреев датам: Песах, Рош-ха-Шана (Новый год) и Йом-Кипур (Дни раскаяния). Просим государство оказать помощь в реализации нашего проекта по строительству этнографической деревни "Еврейское местечко", ищем государственную поддержку на издание третьей книги из цикла "Евреи – колхозники", хотим добиться восстановления надгробного памятника на захоронении "Праведника Мира" Смирновой Т.Д. и пытаемся решить ряд других вопросов.
Эйваз Умеров, РНКА крымских татар Крыма:
Я считаю, что за эти три года была выполнена главная задача – установление межнационального согласия. За три года не было ни одного межнационального конфликта, и все взаимоотношения между государством и народами в Крыму, и отношения между жителями республики направлены на гармонизацию отношений.
В период пребывания Крыма в составе Украины межнациональные конфликты были довольно часто и ставились во главе угла, политика "Разделяй и властвуй" была одной из основных.
В межнациональной сфере задан положительный импульс. В мире сегодня нет ни одного такого общества, где межнациональные отношения находятся на таким уровне, что никаких проблем нет и все решено. Бывают отдельные локальные конфликты, но от глобальных конфликтов мы избавились.
Второй момент. После развала СССР за 23 года нахождения в составе Украины в Крым не вкладывались никакие средства, не проводилась национальная политика по развитию наследия, которое оставил здесь СССР: пансионаты, заводы, колхозы, фермы разворовывались, дороги новые не строились. За три года в Крым было вложено столько денег, сколько не вложили за 23 года при Украине. Садики строят, школы открываются, новая автострада Таврида, строится мост, земли осваиваются, решается очень острый земельный вопрос, Крым за 23 года погряз в коррупционных земельных схемах. Много земли было захвачено. Это проблема почти на стадии разрешения.
Конфессиональное взаимодействие налажено. У представителей православного христианства, армянской церкви, ислама как на уровне духовенства, так на уровне взаимоотношения простых людей полное взаимопонимание и взаимопомощь. Раньше межконфессиональных конфликтов было не так много, как межнациональных, но было холодное отношение.
Перед крымскими татарами основная задача – стать по этнической принадлежности одним из форпостов в укреплении российской государственности.
Иван Шонус, руководитель Региональной национально-культурной автономии греков Крыма "Таврида":
Самые актуальные задачи – переоформление всех прав собственности в российском правовом поле. Хотя свою легитимность сохраняют и те, что получены в Украине, но законопослушные граждане хотят привести все в соответствие с российским законодательством. Эта проблема одномоментно, разумеется, решиться не может.
Нужно приводить рекреационную зону в соответствие с предусмотренными РФ стандартами, чтобы военнослужащие и силовой блок, которые не могут ездить за границу, могли получить здесь все те услуги, которые другие получают за рубежом – чистые пляжи, "все включено" и другое. Нужно строить очистные сооружения, чтобы препятствовать выбросу сточных вод в море. Во времена Украины это было повсеместно. Экология должна выйти на первое место – это и свалки, и перерабатывающие сортировочные заводы.
Межнациональный и межконфессиональный вопросы с учетом полиэтноконфессионального состава в Крыму были актуальны всегда. Крымские татары, армяне, болгары, греки, немцы караимы – 175 народностей населяют РК. Мы понимаем, что любой бытовой конфликт может перерасти в межнациональный, и нельзя сказать, что этот вопрос когда-то решится.
Это системная работа, которая должна проводиться комплексно. Она здесь ведется, в том числе Госкомитетом по межнациональным отношениям и депортированным гражданам. Сейчас острых этнических вопросов нет, но работу в этой сфере нужно вести постоянно.
Лично РНКА греков уже начала решать свою основную задачу: подписан указ, что греческий язык может преподаваться как второй иностранный, учебники введены в российский реестр. Это интересно не только грекам, но и представителям других этносов: на мой школьный факультатив по греческому записалось более 80 человек, хотя представителей греков там было только семь человек.
Тэги