Мало кто из мастеров Иркутской области работает в традиционных для региона техниках и стилях. А ведь украшения западных бурят довольно сильно отличаются от изделий их восточных соседей. К сожалению, обычай передавать украшения от матери к дочери не дошел до наших дней: старинные традиционные ювелирные работы сейчас можно увидеть разве что в музеях. При этом, этнический стиль входит в моду. В последнее время желающих стать хозяйкой кольца или браслета, похожего на бабушкин, стало много.
— В ювелирных салонах часто можно увидеть украшения, выполненные в якутском стиле. А в бурятском их очень мало, — говорит дизайнер, кавалер орденов Франца Бирнбаума и Карла Фаберже Александр Алсаткин. — Даже в магазинах Улан-Удэ большинство украшений - это якутские изделия.
В Иркутске – тем более.
По словам Александра, все чаще женщины приносят свое серебро и просят сделать из него украшение достойное того, чтобы передать его дочерям и внучкам. Ювелир гарантирует, что работы, которые он создает, проживут 200—300 лет и их красотой смогут похвастаться красавицы нескольких поколений семьи.
— Я хочу создать традиционные украшения, но в современной интерпретации. Надо понимать, что современная девушка не будет носить те украшения, которые были сотню лет назад. Да и не нужно это. К примеру, в старину изделия весили до 5 кг, плюс красавицы носили по 2 кг коралла, который всегда был моден у бурят, — говорит Александр.
Интересно, что в наши дни нет таких кораллов, какие были у бабушек. На прилавках лежит штамповка — прессованный коралловый порошок или искусственный камень. По словам мастера по художественной обработке металла из Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов Эдуарда Куклина, коралл попал к бурятам из Китая и Индии в XVI—XVII веках благодаря торговцам, следовавшим по Великому шелковому пути.
Эдуард также отмечает, что в последнее время женщины все чаще обращаются за серьгами и подвесками в бурятском национальном стиле. Куклин старается такие украшения делать в колорите иркутских, то есть западных бурят.
— Изделия мастеров из Бурятии или Якутии сразу видно, — говорит Эдуард. — Я же делаю украшения иркутских бурят. По моему мнению, именно их необходимо популяризировать и больше "выводить" в свет.
Мастер видит большие отличия в ювелирных работах западных и восточных бурят. Например, в Иркутской области украшения по большей части были из монет. Это были мониста в обрамлении серебра и кораллов, с шаманскими и солярными знаками. В Забайкальском крае и Бурятии использовали чеканку и филигрань с буддистскими мотивами. Среди восточных бурят были популярны ярко-красные кораллы, у западных больше котировались камни розового и оранжевого цветов.
— Даже на территории Прибайкалья украшения отличались в зависимости от места проживания и родов, — говорит Эдуард.
В Осе, Бохане, Алари и Нукутах женщины носили нагрудные украшения, надкостные венцы, коралловые бусы с монетами. В Усть-Ордынском, Баяндае, Качуге были модными височные украшения. Глядя на украшения и одежду, можно было сказать, к какому роду принадлежит женщина.
Некоторые клиенты хотели бы наделить свои украшения дополнительной обережной силой, и ювелиры, которые во все времена, как считалось у бурят, шли рука об руку с шаманами, не отказывают в этом людям.
— Когда ювелир делает вещь, она считается белой, а значит, чистой, — отмечает Алсаткин. — Во время изготовления я молюсь, чтобы украшение оберегало своего хозяина. Надеюсь, что мои работы принесут кому-то удачу и послужат оберегом.
Фото из архива газеты "Окружная правда" и из частных коллекций
Тэги