В настоящее время на территории Волгоградской области проживают более 23 тыс. многодетных семей. Разные по возрасту и профессиям, национальности и вероисповеданию, но с одним убеждением, что семья – это самое главное в жизни. Еще этих волгоградцев объединяет слово "династия". Что лежит в основе семейного домостроительства, а также существует ли "ген многодетности" – ответы на эти вопросы знает семья Иоффе, где воспитываются шестеро детей.
На собственном примере
Семейное древо Иоффе насчитывает несколько поколений. Отношение к национальным и религиозным традициям, труду и созиданию как эстафета передается из прошлого в будущее. Секрет – в воспитании, признаются супруги.
– Есть такое понятие, как еврейское воспитание, которое, безусловно, имеет свои особенности, – отмечает Яэль. – Дети очень тонко чувствуют и воспринимают окружающую действительность. Если они видят, что родители живут по каким-то определенным выстроенным принципам и чувствуют себя при этом комфортно, то и они будут стремиться к этому.
Евреи учатся педагогической практике поколение за поколением. Главный постулат – учиться быть родителями. Инструкция по построению семьи дополняется инструкцией по воспитанию детей.
– Безусловно, можно предпринять попытку воспитывать своих детей по примеру семьи, в которой вырос сам, – говорит р. Залман. – Но здесь необходимо учитывать, что мир меняется, а потому переносить свой опыт патриархальной системы воспитания в настоящее нужно разумно и очень аккуратно. Дети не должны делать все из-под палки.
Отцовская заповедь
Семейные традиции евреев построены исключительно на иудаизме. То есть неразрывны с религиозными убеждениями. В этом плане культурологи находят у иудаизма схожие черты исламской традиции.
Раввин Залман и раббанит Яэль Иоффе убеждены, что иудаизм – не просто религия, а образ жизни, включающий в себя культуру и вековые традиции. В том числе и семейные.
– Именно на мужчине лежит одна из основных заповедей Божиих: "плодитесь и размножайтесь", – говорит р. Залман. – Она считается выполненной, когда в семье рождаются мальчик и девочка. Это как минимум. Их может быть много, но обязательно должны быть разнополые дети.
Когда дети взрослеют
У супругов Иоффе шестеро детей. Старшей Рахель 20, она живет в Москве, и у нее уже своя семья. Восемнадцатилетняя Юдит – студентка московского вуза. Пятнадцатилетняя Софа Геула учится в еврейской школе "Ор Авнер". В этом же учебном заведении учатся и девятилетняя Малка Фэйга, и шестилетний Яков Элиягу.
Отдельно стоит сказать о 13-летнем Гоэле Рафаэле. Недавно в его жизни и жизни всей семьи Иоффе произошло знаковое событие – мальчик отметил бар-мицву. В еврейской традиции это особый праздник, означающий достижение ребенком духовного совершеннолетия. У мальчиков этот период наступает в 13 лет, а у девочек – в 12. По этому случаю Гоэль Рафаэль специально приехал в Волгоград из Москвы, где учится в религиозной школе для мальчиков. Семья в его честь устроила торжество, на котором собрались многочисленные родственники и друзья.
– Бар-мицва – это начало нового, взрослого этапа в жизни мальчика, – рассказывает р. Залман. – Если до этого момента ответственность за соблюдение ребенком всех 613 заповедей Торы лежала на нас, его родителях, то теперь Гоэль Рафаэль взял на себя всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и прочих норм иудаизма. Кроме того, он получил право участвовать в жизни еврейской общины, владеть собственностью и даже вступить в брак. Но, к счастью, российским законодательством это не предусмотрено, поэтому о самостоятельной семейной жизни нашему сыну думать пока еще рано.
Еврейский подход
У евреев любовь – не повод для брака, а его следствие. Сегодня до сих пор существует традиция, когда молодые люди, желающие создать семью, обращаются для этого за помощью к специальному человеку – шадхану или шадханит, то есть свату или свахе. И это не только в еврейской традиции.
– Раньше ведь не было такого порядка, когда знакомились на улице, жили вместе, а через несколько лет женились, – говорит Яэль Иоффе. – И традиция эта очень хорошая. К шадханит идет только тот человек, который четко осознает, что он готов построить семью, может себе это позволить и принимает на себя ответственность за этот шаг в полной мере.
Молодые евреи не вступают в контакт напрямую. Сначала дается информация, но при этом парень и девушка могут и не знать друг друга. Так было и в случае с Рахель.
– Мне позвонила шадханит и сказала, что один молодой человек ищет девушку из религиозной семьи, – вспоминает Яэль. – Рахель тогда было всего 18 лет, и она еще не была готова создать семью. Но на всякий случай я узнала о семье молодого человека. О нем нам даже слова плохого никто не сказал, даже нейтральной информации не слышали. Поговорили с мужем и решили дать им шанс пообщаться.
Мудрецы говорили: "Если я не чувствую при личной встрече к человеку антипатии, я могу с ним строить семью". Конечно, после первой встречи сразу решение о создании семьи не принимают. Но если человек интересен, с ним продолжают встречаться. Но говорят это молодые не родителям и не друг другу, а исключительно шадханит, чтобы избежать неловких ситуаций.
– Можно ли назвать еврейский брак браком по расчету? В какой-то мере да, но должно быть и влечение, – рассуждает Яэль. – Влюбленность бывает на начальном этапе, но любовь появляется тогда, когда ты что-то отдаешь, вкладываешь в человека свое время, заботу, эмоции, тогда ты начинаешь его любить. Вот это и есть еврейский подход.
В Волгоградской области один из приоритетов социальной политики – поддержка многодетных семей, количество которых растет из года в год. Сейчас в регионе их свыше 23 тыс., в них воспитываются более 76 тыс. деток. Такие семьи могут воспользоваться 23 мерами социальной поддержки, которые реализуются в настоящее время.
Маргарита Лянге, президент Гильдии межэтнической журналистики:
– Любому народу, который живет согласно своим этническим традициям, в том числе и русским, присущ так называемый ген многодетности. Это совершенно удивительное явление. Например, в Москве есть фольклорная группа, участники которой, став взрослыми, создали свои семьи. Почти все – многодетные. Чем ближе человек к традиционной культуре, тем больше у него детей. Он становится частью этой системы и моментально определяет для себя главное: почти во всех случаях семья выходит на первый план. Это в очередной раз доказывает, что сохранение национальных обычаев – это еще и очень эффективный способ выживания этносов.
Тэги