Услышав в самом центре столицы крики чаек или хорканье оленей, не спешите звонить в общество защиты животных. Вполне возможно, где-то рядом москвичи пытаются приобщиться к танцевальной культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На одном из таких мастер-классов побывали корреспонденты "НацАкцента".
Организовали занятие ненец Хадри Окотэтто и его жена Алла — кумандинка. Хадри родился на Ямале, в семье оленеводов. Сейчас он вместе с Аллой танцует в ансамбле "Кочевник" при одноименном этнопарке в Подмосковье. В прошлом году пара участвовала в знаменитом танцевальном марафоне на Камчатке. Продержавшись 16 часов 35 минут, заняли третье место, теперь собираются организовать подобное состязание в своем этнопарке. Как говорит сам танцор, он хочет, чтобы голос его и других малочисленных народов был слышен везде, поэтому и рассказывает людям о культуре северян. И не просто рассказывает, но и дает возможность оторванным от природы горожанам самим прочувствовать танцевальную магию циркумполярной цивилизации.
Порхай как бабочка, жаль как змея
Первыми нашими движениями стали зооморфные элементы эвенских танцев. Мы попробовали изобразить голову змеи, затем попрактиковались в "езде на оленях".
Под мерные "раз, два, три, четыре" Алла рассказала еще и об особенностях характера эвенских девушек — они очень стеснительные, поэтому, исполняя национальные танцы, всегда прикрывают лицо ладонью, расположив ее ребром к щеке. Как ни странно, "самой стеснительной эвенкой" оказался молодой бородатый участник мастер-класса: ему это движение далось лучше всего. Впрочем, и остальные танцевальные движения он выполнял восхитительно, в то время как остальным не хватало ловкости и раскованности — качеств, которые у представителей коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока присутствуют от природы. Ведь северные родители учат детей "жить в танце" с младенчества: издают характерные звуки, двигают ручками малышей, имитируя танец. Именно поэтому в движениях взрослых северян такая стремительность, гибкость и естественность.
Слияние и растворение
Единение с природой во всех её проявлениях – главная тема любого северного танца. Сюжет, движения, звуки – всё призвано подчеркнуть это слияние. Когда впервые слышишь, как человек, только что говоривший с тобой обычным голосом, вдруг кричит как ласточка, лебедь, орел, журавль или чайка, это завораживает. Возникает ощущение, что находишься где-нибудь далеко в тундре или на берегу моря.
Танцевальные движения вторят звуковому сопровождению. Часть труппы может, к примеру, изображать бегущих оленей, вторая часть – погонщиков. Олений бег – один из основных элементов ительменских и корякских танцев. Выполняя это движение, нужно менять положение ног в прыжке, не прекращая бег. Одну ногу при этом прижимают к туловищу, а руками изображают нечто похожее на оленьи рога… Выполнить этот элемент не проще, чем описать! При всём огромном старании, сделать это так грациозно и легко, как Хадри, мы так и не смогли. Зато другое движение – добывание оленем ягеля – далось легче. Нужно просто держаться подтянуто и одной ногой бить о другую.
Очень много движений в северных танцах изображают охоту на животных. Одно из основных – метание копья – особенно популярно у береговых коряков. Чукотская танцевальная культура, тоже впитала в себя охотничьи мотивы. Впрочем, не охотой единой жили северные племена. Например, в чукотском танце "Бусы", в аллегорической форме показаны традиционные роли мужчины и женщины. Девушка, танцуя, показывает украшение, которое она сделала (мастерица, рукодельница и красавица), а мужчина держит в руках мех (охотник, добытчик и защитник).
Зов природы
Северяне как никто другой знают: не нужно стесняться своих чувств и эмоций. Страстный ительменский танец "Кузелькинга", воспевающий физическую любовь, пожалуй, понравился участникам открытого урока больше всего, поразив своей откровенностью и естественностью. Любопытно, что формального приглашения на этот танец не предусмотрено: мужчина может подойти к любой понравившейся ему девушке и просто начать танцевать.
— А что делать девушке, если подошедший не нравится? – поинтересовались мы.
Достаточно медленно отходить все дальше от кавалера, делая отталкивающие движения руками. Никаких грубых слов и резких движений! Ведь по большому счету любой северный танец – выражение гармоничного, мудрого и спокойного отношения к жизни. Которое так поражает суетливых европейцев, и по сей день ошибочно считающих, что счастье нужно добывать в борьбе.
С движениями и философией северного танца знакомилась Алина Яблочкина, фото Григория Маслова.
Тэги