Кавказские танцы – ярчайшее воплощение представлений об идеальных мужчине и женщине. Энергия, напор, дерзость хореографии джигитов перекликается с нежностью рисунка плавных движений их соплеменниц. История своенравных народов, амбиции победителей, земные чувства, красота природы – величие гор, прозрачность рек и просторы моря - зашифрованы в пластике и ритме лезгинок, гандагана, картули, ханджлури, вайнаха. И каждый раз это театр… пусть, иногда, всего лишь одного актера.
Каким артистизмом и воображением должен был обладать простой абхазский пастух, когда в горах втыкал в землю свою алабашу – посох – и, надев на нее папаху и черкеску, представлял, что это зритель. Наигрывал мелодию на дудочке ачарпын, настраивая себя на танец. Затем, отложив инструмент в сторону, начинал плясать вокруг своего импровизированного визави. Кружился сам, приглашал к танцу воображаемую девушку и начинал грациозно двигаться уже будто бы вместе с ней. Говорят, нынешние пастухи в горах тоже иной раз разыгрывают этот любопытный танец-пантомиму, который, к слову, так и называется "Танец одинокого пастуха" - "Ахьча зацв икуашара".
Смелые войны абхазы даже победу облекли в лирику танца. Ашацхыртра по рассказам стариков всегда исполнялся большим количеством мужчин и непременно с оружием в руках. Энергично танцуя на носках, джигиты стремительно вращались вокруг взятых в плен. Постепенно круг смыкался, танцующие снимали с пленников головные уборы и надевали их на свои клинки. Участники этого грозного и стремительного "хоровода" импровизировали как могли: кто-то стрелял в воздух, кто-то громко выкрикивал восторженные слова. В завершении танца танцоры постепенно - по одному - выходили из круга. А последний, подходя к шеренге пленных, приказывал им встать и уводил под славящие выкрики остальных: "Ахаца ихаца ар ихынчеит!" - "Герой среди героев армию пленил!".
Своих женщин абхазы любовно называют горными горлицами. Кроме скромности и нежности высоко ценят их рукодельность. "Ауапа Кацацуа рыкуашара" - древний абхазский танец мастериц, шьющих одежду, изготовлявших бурки. А для того, чтобы красавица смогла показать всю свою пригожесть и гибкость придумали "Лалзын", что в переводе на русский означает "для нее". Медленная и плавная хореография этого лирического танца позволяет эффектно продемонстрировать горянкам всю свою женственность.