Крымские татары — небольшой народ. Всего в Крыму проживает около 300 тысяч его представителей — меньше 15% от всего населения полуострова. 16 марта в Крыму должен пройти референдум, на котором жители решат вопрос о присоединении к России или сохранении автономии в составе Украины. В его преддверии внимание заинтересованных сторон обратилось именно на крымских татар, которые, в отличие от составляющего большинство русского населения полуострова, занимают проукраинскую позицию.
Как рассказал "НацАкценту" замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Михаил Губогло, крымские татары — это один из примеров межэтнического синтеза, когда народ вобрал в себя многие этнические компоненты. Крымскотатарский этнос сформировался к 15 веку в результате слияния кочевых тюркских племен с многонациональным населением Крыма (тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки). По словам Губогло, вообще этногенез происхождения крымских татар остается не очень ясным. Диалекта у современных крымских татар сейчас функционирует два — северный, в котором больше кыпчакских (половецких) элементов, и южный — в нем больше огузских элементов.
С 15 по 18 век Крым был частью Османской империи, пока не вошел после Русско-Турецкой войны в состав Российской империи. Несмотря на одинаковое название народов, крымские татары и проживающие в России казанские татары — все же разные этносы. В Российской империи почти все тюркоязычные народы именовались татарами, что вызывает заблуждения по сей день.
Крымские татары в основном мусульмане-сунниты. Российский ученый, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Валерий Возгрин в книге "Исторические судьбы крымских татар" отмечает исторически сложившуюся веротерпимость этого народа к многонациональному и многоконфессиональному населению полуострова. "В отличие от соседних мусульманских стран в Крыму никогда не могли сложиться военно-религиозные группы и целые ордена типа муттавиев ("мусульман-добровольцев"), газы ("борцов за веру") и т.п., образовывавшие обычно целые прослойки населения, наиболее фанатично и неприязненно относившиеся к чужакам. Никогда не было в Крыму и сторонников столь распространенной на Востоке идеи священной войны ("джихада"), составлявшей главную опору мусульманских властителей в их походах", — пишет он.
В 1944 году крымские татары в числе прочих народов подверглись принудительной депортации в Среднюю Азию по обвинению в пособничестве врагам Советского Союза. "На самом деле с немцами сотрудничала исчезающе малая часть народа. Впрочем, это была общая картина во всех оккупированных частях Советского Союза, всегда находились люди, которые сотрудничали с немцами", — считает Возгрин. Сами крымские татары обычно отрицают обвинения и напоминают, что тысячи их представителей воевали в рядах Красной армии.
В издании "Тюркские народы Крыма" ИЭА РАН отмечается, что с середины 1980-х годов, когда крымским татарам наконец было позволено вернуться на родину, в их среде начали происходить важные общественно-политические процессы. Более 200 тысяч человек переселились из Средней Азии в Крым, где, по словам академиков, у них возникла напряженность в отношениях с местным русским и украинским населением, главным образом из-за доступа к ресурсам и политического представительства.
Крым был передан Украине, когда крымские татары находились в депортации, в 1954 году. Как отмечают русские националисты, сейчас у полуострова появилась возможность самостоятельно решить свою судьбу.
"Татар в Крыму 14 процентов, и это меньшинство новыми, неизвестно как выбранными властями, не берется в расчет. Нет, я слышу слова о том, какие деньги якобы выделят на обустройство и развитие культуры, языка репрессированного народа. Но разве если, например, украинцам или русским в ответ на все их чаяния предложить деньги, — то все, "нет проблем"?. Разве какой-либо народ так покупается-продается?" — пишет журналист, член Союза крымских татар Москвы Айдер Муждабаев.
"Те, кто считают, что крымскими татарами можно (или даже нужно) пренебрегать, не должны забывать: этим, мягко говоря, не приобретаются симпатии миллионов российских татар, считающих крымских своими братьями. И не только татар — представителей всех национальных меньшинств в РФ", — напоминает он.
Российские татары уже сыграли свою роль "мягкой силы" в этой истории. В начале крымского конфликта делегация депутатов из Татарстана уже навещала братский народ. Следом за ними визит нанес президент республики Рустам Минниханов. Позже, когда лидера крымских татар Мустафу Джамилева позвали на переговоры в Москву, к ним подключился даже бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Увенчались ли их попытки успехом, пока неизвестно.
Новая крымская власть, уже объявившая о желании войти в состав России, со своей стороны приняла документ о гарантиях восстановления прав крымскотатарского народа. Крымским татарам пообещали придать национальному языку статус официального наравне с русским и украинским, а также признать органы национального самоуправления крымских татар. Однако последние все равно намерены бойкотировать референдум, передает "Дождь" (признан в России иностранным агентом). По словам председателя меджлиса крымских татар Рефата Чубарова, когда референдум в многонациональном обществе проводится в формах, в которых нельзя четко представить себе позицию каждого этнического сообщества, и будет только лишь доминанта математического большинства – его результаты не принесут мир и согласие.
Пока что крымские татары не предпринимают активных действий и занимают выжидательную позицию. Тем временем зарубежные издания пишут о радикальных элементах, которые вернулись из Сирии и ставят вопрос о вооруженном сопротивлении тому, что они называют российской оккупацией.
В то же время погранслужба Украины сообщает, что из страны начали выезжать люди. Большинство из них — крымские татары. Оказать им "всестороннюю помощь" обещает Турция, в которой проходят массовые демонстрации потомков переселявшихся туда в разное время крымских татар. Турецкие власти также полагают, что референдум не будет способствовать стабильности на полуострове.
"Референдумы по таким серьезным вопросам проводятся после долгих лет консультаций и переговоров — с центром, внутри, с разными группами, с созданием всякого рода подушек безопасности на случай отделения и на случай неотделения. — говорит эксперт в области разрешения конфликтов Наталия Мириманова. — А в Крыму ситуация от этого максимально далека и чревата кровопролитием и конфликтом. Кроме того, разделение общества примерно пополам — это нешуточный раскол, и просто надеяться на то, что противники референдума смирятся и уедут, нельзя. А если они будут вынуждены покинуть Крым, это будет называться "чисткой", этнической и политической. Плохой старт для начала новой жизни".
Как отмечают российские академики, существованию крымских татар как самостоятельного этноса ничто не угрожает. Это крупная этническая общность Крыма, мало подверженная ассимиляции, которая находится в последние 10-15 лет на стадии ярко выраженной этнической мобилизации под лозунгом о "восстановлении исторической справедливости". Крымских татар можно назвать примером народа, не только желающего в современном мире самостоятельно определять свою судьбу, но и совершающего в этом направлении уверенные и, что важно, законные действия.
Тэги