Вепсы

Вепсы
Факты

Численность в РФ - 5936 человек

Основной регион - Республика Карелия

Родной язык - вепсский

Владение родным языком - .

Истоки - северные русские и западные коми

Содержание:

  1. Где проживают вепсы
  2. Происхождение вепсов
  3. История вепсов
  4. Религия и обычаи вепсов
  5. Язык вепсов
  6. Культура вепсов
  7. Жилье вепсов
  8. Внешность вепсов
  9. Известные вепсы

Вепсы – малочисленный народ, проживающий на территории современной Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, относится к финно-угорской группе. В 2006 году народ был официально включен в перечень коренных малочисленных народов.

Где проживают вепсы

Вепсы традиционно проживают на территории трех регионов: Ленинградской и Вологодской областей и Карелии. Соответственно и делятся на три группы:

  • Карельские – северные;
  • Ленинградские – средние;
  • Вологодские – южные.

По состоянию на 2001 год численность народа составляла 12 142 человека. В 2010 году на территории проживания находилось только 4870 человек, что свидетельствует о динамике спада численности этого народа. До 1957 года в Шелтозерском районе (Карельская АССР) практически все население составляли вепсы, сейчас же их численность сократилась почти вдвое. После этого в столице Карелии количество вепсов стремительно возросло, так как в то время активизировались миграционные процессы. Есть несколько административных групп, распределенных согласно административным единицам:

  • В Карелии – шелтозерские;
  • В Ленинградской области – ефимовские и шугозерские;
  • В Вологодской – белозерские и шимозерские.

Происхождение вепсов

Еще до того, как новгородские племена завоевали соседние территории, на просторах озера Онежского жили племена под названием «весь», «вепсы». Но, иногда эти племена называли и чухарями, и чудью, и кайванами.

Официально до 1917 года вепсы назывались «чудью», а этноним «вепсы» характерен для современного употребления в речи. В деревнях долгое время также их называли «чухари». Среди вепсов выделяют три этнографические группы:

  • прионежские вепсы проживают возле озера Онеж на юго-западном побережье;
  • оятские проживают возле речки Оять;
  • южные живут на Веппской возвышенности.

История вепсов

Предположительно, древние вепсские племена отделились от основной группы финско-прибалтийских народов во II-ом тысячелетии. Северо-западные территории, скорее всего, были освоены ими между I и II тысячелетием.

В первые века славяне начали активно проникать в Карелию. Своего пика активность достигла в VI-VIII веках. Примерно в тоже время на землях Карелии появились представители Новгорода, с этого момента начались набеги славян на север. Со временем они просто начали собирать дань с местных. В то время вепсы были практически изолированы от внешнего мира и не имели возможности торговать с соседними народами Именно из-за большой удаленности от цивилизации они не были вовлечены в социально-политические процессы.

Немногим позже в поисках новых землевладений на земли Севера пришли крестьяне. Вслед за ними пришли и монахи, которые хотели обратить «диких людей» в веру. Во время своего пути они проходили по территориям, ранее обжитым вепсами. Позже на русский Север стали переходить карелы.

В связи с этими событиями древние вепсские племена медленно начали передвигаться на северо-восток, сливаясь с другими этническими группами. По мнению историков, они являются предками современных вепсов и ливиков. В шестом веке вепсы добрались до Онежского озера. Об этом свидетельствует писарь Андрей Лихачев, упоминая в своих работах деревушки с многочисленными избами и дворами. Села Шокша и Шелтозеро упоминаются раньше – в 1453 году.

Во времена Советского Союза вепсы стали заниматься обработкой декоративного камня, развили мясомолочное направление в животноводстве. Практически половина вепсов сейчас проживает в городах.

Религия и обычаи вепсов

Вепсы исповедуют православное христианство, но достаточно долгое время для них была характерна языческая вера. Они, как и большинство народов, верили в бога солнца, духа леса. Это помогало им справиться с трудностями, которые "гарантировала" жизнь в дикой природе. Среди вепсов было распространенно колдовство – специальные колдуны служили народу и могли вызывать духов, наводить порчу, некоторые обладали лечебным даром.

Сохранились поверья и традиции, которые тесно связаны с духовным миром. Так, земля, на которой собирались строить дом или хоронить кого-то, сначала «выкупалась». Для усопшего одежда обязательно выбиралась белого цвета без каких-либо рисунков или вышивки красного цвета. Традицию нельзя было нарушать, а иначе покойник в ином мире мучился бы под солнцем, пока краски не поблекнут.

Особенно много поверий связано со строительством дома. Например, в первую ночь в новом жилье обязательно должна была ночевать кошка. В дом первым входил хозяин с хлебом, а за ним его жена с кошкой. Если петухи прокукарекают – жизнь в новом доме будет счастливой и беззаботной, а если нет – хозяин в скором времени умрет. Меняя место жительства, вепсы всегда приносили из своего старого дома небольшой казанок с углями. Считалось, что так жизнь в новом жилье будет теплее и богаче.

Язык вепсов

Вепсы разговаривают на вепсском языке, который входит в северную подветвь прибалтийско-финских языков. Ближайшие родственники по звучанию – карельский, финский, ижорский и эстонский языки.

Долгое время язык не имел своей письменности. Она была возрождена лишь в 1990 году. На сегодняшний день язык находится на грани исчезновения, так как молодое поколение этим языком не владеет и говорит на русском языке. Вепсский язык занесен в Красную книгу языков России и считается языком с прерванной письменной традицией.

Культура вепсов

Культура вепсов долгое время находилась в изоляции от других народов, однако, их религия и обычаи значительно повлияли на ее формирование.

Музыкально-поэтическая культура сформировалась параллельно с культурой прибалтийско-финских народов. Сохранились причитания, свадебные, лирические и праздничные песни. Наряду с ними использовались календарные, дразнилки, призывы животных, заговоры, короткие песенки и романсы. Специфическим вепсским жанром является песенка с протяжным напевом и четырехстрочным стихом. Их пели во время работы: на сенокосе, в лесу на сборе ягод, на поле. Вепсская музыкальная традиция сохранилась только в устах пожилых коренных жительниц, сейчас же современная музыка начала вытеснять ее.

Традиционные блюда вепсов готовятся в основном из ягод, фруктов, орехов, растений и рыбы: ее жарят, парят, варят, вялят, коптят и заготавливают на зиму. Из первых блюд особо ценилась уха, суп с щавелем и крапивой, похлебка с мукой, грибные супы. Мяса в рационе было мало, и ели его только когда тяжело работали, чтобы восстановить силы. Из напитков распространены квас, молоко, молочные напитки, но самым почетным считается чай – его пьют по праздникам.

Жилье вепсов

Жилища древних вепсов мало чем отличались от традиционных карельских домов. В основном это были деревянные срубы с землянкой и очагом внутри. Позже вокруг них стали возводить постройки для хозяйственных нужд. Прионежские вепсы строили даже двухэтажные дома. Северные вепсы делали баньки, а остальные долгое время купались и парились, нагревая воду в домашней печке. Традиционное вепсское жилье – это целый комплекс зданий, которые объединяют дом.

Бревенчатый сруб для дома устанавливали на камни. Если дом большой, то наверху уделали помещение для хранения сена, а снаружи бревенчатый въезд. Жилая изба и хлев объединялись внизу под прямым углом. Постройки соединялись между собой углами, а крытое крыльцо отсутствовало. В избе не было бытовых излишеств: только лавка, стол, деревянная кровать, русская печь, детская люлька и ткацкий стан.

С жильем вепсов связано много поверий и обрядов. Место, на котором планировали построить дом, сначала нужно было «выкупить» с помощью монеток. Лишь после такого обряда разрешалось начинать строительные работы. В дом обязательно заходили с хлебом и солью, чтобы жизнь в нем была благополучна и сыта.

Внешность вепсов

Как выглядели древние вепсы неизвестно и, скорее всего, внешний облик представителей народа сильно изменился за прошедшие столетия. На протяжении многих веков они контактировали с другими народами, поэтому смешение кровей было просто неизбежным. Современные вепсы не имеют ярко выраженных внешних национальных черт – это люди европеоидной внешности. Встречаются среди них люди со светлыми и темными волосами, с худощавым и крупным телосложением, карими и голубыми глазами.

Традиционная одежда вепсов делилась на повседневную и праздничную. Женщины носили юбки разных цветов, прикрытые подолом красного или синего цвета. Черный подол носили преимущественно пожилые женщины. Льняные рубашки девушки обычно украшали вышивками, чтобы показать свои умения. Будничные рубашки для людей в возрасте практически не вышивались и не украшались вовсе. Северные женщины носили еще и теплый тулуп поверх двух рубашек.

У мужчин одежда состояла из двух штанов и рубашки. Рубашки шились дома из полотна, носили их навыпуск, подвязывали ремнем или поясом. В древности, как и у женщин, рубашки вышивали яркими нитками. После XVIII века их стали просто красить. В XIX веке штаны стали шить не из домотканого, а из покупного полотна. Позднее у мужчин появился костюм пара или тройка. В основном одежду такого типа шили портные или местные швеи.

Известные вепсы

Среди знаменитых представителей этого народа:

  1. Строгальщикова Зинаида – кандидат исторических наук, активный общественный деятель, председатель постоянного форума ООН по вопросам защиты коренных народов.
  2. Степан Макарьев – ученый, краевед и исследователь фольклора.
  3. Николай Абрамов – журналист, поэт, вепсский актер и переводчик.
  4. Александр Свирский – православный святой, мученик и игумен.
  5. Нина Зайцева – известный вепсский литератор.
  6. Анна Лисицина – партизанка, Герой Советского Союза.
  7. Рюрик Лонин – основатель Шелтозерского этнографического вепсского музея, вепсский собиратель фольклорных произведений.
  8. Анатолий Петухов – один из самых известных представителей вепсской литературы, который пишет и на русском, и на своем родном языке. Первый профессиональный писатель вепсов.
  9. Василий Пулькин – литератор и педагог.

Фото: Илья Тимин/РИА Новости ©