Происхождение народа сето
Сето (сету) – народ, о происхождении которого нет единого мнения. По одним источникам, сето – это потомки эстов, которые бежали на Русь от ливонского нашествия. По другим, они потомки прибалтийско-финской группы народностей, в которую также входили водь, емь и другие этносы. Кроме того, есть версия, что это самостоятельный этнос. В древности русские звали его «чудь» и «псковская чудь» из-за непонятного языка и диковинных обычаев. Представителей сето также издавна называют «полуверцами» из-за того, что они сочетают православие со своими древними верованиями.
Первое упоминание о народности сето в Псковской летописи относится к XII веку.
В список коренных малочисленных народов Российской Федерации сето были внесены в 2010 году.
Сето. Самоназвание
Даже сами сето не знают, что означает это слово. Согласно русской народной этимологии, сето заслужили такое прозвание из-за того, что так и остались наполовину язычниками – то есть, они «ни то, ни сё», сокращённо «сето».
По другой версии, слово «сето» как-то связано с тем, что в старину представители этого народа собирали по русским деревням павших лошадей, чтобы удобрять ими свои поля.
Территория расселения и численность народа
Сето живут в Печорском районе Псковской области и по берегам Псковско-Чудского озера.
Перепись 1897 года зафиксировала в Российской империи 16,5 тысячи представителей этого народа. В 1917 году в России насчитывалась 21 тысяча сето.
По переписи 2010 года на территории Российской Федерации 214 человек отнесли себя к этому этносу. По данным Переписи населения 2020 года - 234. В Эстонии проживает более 10 тысяч сето.
После распада Советского Союза эстонско-российская граница разделила Сетомаа (земли, на которых исторически живут сето), и многие псковские сето решили перебираться в Эстонию к детям и внукам, которые получили образование в эстонских высших учебных заведениях – да так и остались там жить. Эстонская часть народности сето сосредоточена на юго-востоке страны, где образовался Союз волостей Сетомаа.
Главная сетоская святыня – Псково-Печерского монастыря, где, как считается, похоронен главный сетоский бог Пеко. Все сето считают своей родиной Печорский район Псковской области.
История народа сето
Считается, что сето обосновались неподалёку от Пскова в XII веке, когда вынуждены были бежать от крестоносцев. Им выпало жить между православными русичами и ливонскими католиками.
Долгое время они оставались язычниками, но при Иване Грозном приняли православие. Однако и после крещения сохранили языческие традиции.
Сето никогда не были крепостными.
Некоторые сето переехали в Красноярский край во время столыпинских реформ. Столицей этого народа в Сибири стала деревня Хайдак.
После революции псковские сето оказались на эстонской территории, так как по Тартускому мирному договору территория Печорского района (уезд Петсери) вошла в состав Эстонской Республики. После Второй Мировой войны территории вернулись в состав России.
После распада Советского Союза псковские сето оказались отрезанными от своих эстонских сородичей, и для того, чтобы добиться для себя облегчённого режима пересечения российско-эстонской границы, создали общественную организацию - «Этнокультурное общество народа сето».
В 1995 году эту организацию возглавила агроном колхоза «Память Ильича» Хелью Маяк. С этого времени в России начинается возрождение сетоских традиций, возобновляются сетоские гуляния – особенно в праздник Успения Пресвятой Богородицы, который также является главным праздником Псково-Печерского монастыря. На Успение в Печорском районе Псковской области собираются сето из России и Эстонии, чтобы поклониться могилам своих предков и зажечь ритуальный костёр.
Особенности языка сето
Язык сето близок к вырускому диалекту южно-эстонского языка, однако сами представители этого народа считают его самостоятельным.
В 1917 г. в Псковско-Печерской обители были изданы молитвенные книги на языке сето. При этом у сето никогда не было своей письменности. Они всегда пользовались эстонским алфавитом и только в наши дни начали разрабатывать свой собственный.
Обычаи и религия сето
Сето приняли православие, но сумели сохранить свои древние верования. Они посещают православные храмы, но при этом продолжают верить в бога Пеко, который отвечает за плодородие. Считается, что бог Пеко как родоначальник народа сето был крещён в Псково-Печерском монастыре и там же нашёл упокоение.
Эстонские церкви сето подчиняются Константинопольскому патриархату.
На Иванов (Янов) день сето сначала шли в храм, а потом – к жертвенному камню, чтобы испросить у него здоровья. В сетоских храмах особым почитанием пользовалась скульптура святого Николая Мирликийского. К ней приносили лепёшки, кадочки с маслом и творогом. В старину сето «кормили» эту статую, обмазывай ей губы маслом и творогом, как это делали их предки с языческими идолами.
Сетоские гуляния называются «кирмаш». Сето собираются на кирмаш по большим религиозным праздникам.
Обычаи народа сето
Сето почитают природные святыни: например, родники с чудодейственными свойствами, а также камни-следовики и другие знаки.
Интересен сетоский свадебный обряд. В нем явно прослеживается сходство с похоронами. Он символизирует смерть девичества. Невесту усаживают на стул и переносят в дом жениха – из одной жизни в другую. После этого гости пьют за здравие новобрачных и дарят невесте деньги, чтоб молодая семья не бедствовала. Для сбора денег на свадьбе ставят специальное блюдо.
Тем временем подъезжает жених со своими друзьями. Самому верному другу он поручается вывести невесту из дома. В одной руке парень держит кнут и посох, а другой ведет укрытую специальной праздничной простыней девушку. Потом ее усаживают в телегу с родителями и везут в церковь. А уже из церкви молодая едет домой с мужем.
Венчание всегда назначается на пятницу, а свадебный пир - на воскресенье. Чтобы подтвердить свой новый статус жены, молодая одаривает мужниных родственников и друзей.
После свадебного обряда молодых отводят в особую клеть с брачным ложем. Утром гости будят молодых и укладывают волосы невесты по-новому – как это принято у замужних женщин.
Перед свадебным пиром молодые обязательно должны помыться в бане.
После похорон сето расстилают на могиле скатерть и ставят на неё ритуальные кушания. Всю еду для этого обряда готовят родственники усопшего. Главные блюда – кутья из гороха с медом и вареные яйца.
С кладбища нужно уходить очень быстро и по окольной дороге. Это символическое бегство от смерти. В доме умершего потом справляют ещё одни поминки: на стол ставят жареную рыбу или мясо, сыр, кутью и кисель.
Интересно, что у сето не принято заниматься рыболовством. Они считают этот промысел очень опасным. В старину, если представителю этого народа приходилось отправляться на рыбалку, то он на всякий случай брал с собой погребальный наряд, а родня провожала рыбака с плачем.
Культурные традиции сето
Самым главным праздником у современных сето считается День королевства сето, который отмечают летом. Он начинается с конкурса по приготовлению сыров и пива, а также с состязаний лучших сетоских танцоров, певцов и пастухов.
Торжества завершаются выборами короля. Каждый претендент становится на пенёк, а за ним выстраивается очередь его сторонников. Чья очередь оказалась длиннее – тот и король. Но этот король является всего лишь земным наместником настоящего сетоского короля - бога Пеко. Считается, что бог Пеко приходит к сетоским королям во сне и даёт им свои указания, а они потом рассказывают народу, как следует поступать.
Необычайна и сетоская песенная культура. У сето были и есть прославленные певицы – «матери песен». Сетоская песня – это нередко импровизация. В старину сетоские женщины приветствовали песней каждый день. На каждый случай (начало пахоты, окончание полевых работ, рождение ребенка, чья-либо смерть) у них была своя песня. Кормили животных, готовили еду, шли за водой, работали в поле – все с особой песней.
Готовясь к замужеству, сетоская девушка не только училась рукоделию и шила приданое. Она должна была разучить не меньше ста песен. Считалось, что в противном случае мужнина родня не признает ее и будет считать плохой хозяйкой.
Особый статус «матери песен» накладывает на женщину большую ответственность. Она должна знать тысячи стихов и уметь импровизировать на любом празднике.
В наше время сето тоже проводят конкурсы песенных импровизаций. «Матерь песен» сначала поет соло, а потом к ней подключается хор. Голоса в хоре делятся на верхние – «килло» и нижние – «торро». А песни называются «лело».
В селе Обинитса в Эстонии есть памятник одной из прославнных сетоских певиц. Песенная сетоская традиция внесена в Список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В деревне Сигово Печорского района Псковской области каждый год проводится национальный фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи», куда съезжаются народные коллективы сето. Интересно, что в Сигово есть два музея культуры сето: государственный и частный, который был создан в 90-е годы стараниями учительницы из Петербурга Татьяны Огаревой.
У сето также очень популярны сказки. Все они повествуют о священных камнях, гранитных крестах, о часовнях, могильниках, иконах и часто связаны с легендами Псково-Печерского монастыря. Это, например, сказ о том, как мужик использовал святой Иванов камень для своего хозяйства. Или сказ про богатыря Корнилу, котором Иван Грозный отрубил голову. Богатырь не умер на месте казни, а взял свою отсеченную голову в руки, понёс её в монастырь и улегся там спать.
Особенность сетоских сказок – в их ритмическом чтении.
Жилища сето
Сето селились в основном на хуторах недалеко от пахотных полей. В деревеньках было по два ряда строений. В каждом доме было два жилых помещения и два двора. Один людской, «чистый», второй - для скотины. Сетоские усадьбы были огорожены высокими заборами, из-за чего внешне они напоминали небольшую крепость.
Одежда народа сето и украшения
Поговорка гласит, что сетоскую женщину сначала слышно, а потом видно, потому что она носит на себе очень много серебряных украшений. И действительно, женщины сето украшали себя большим количеством серебряных цепей, притом тяжёлых. И вдобавок носили на груди серебряную воронку – «сыльг». Это украшение передавалось от бабушки внучке. Во время моровых поветрий или когда болел скот, воду для питья лили через сыльг – считалось, что таким образом она приобретает целебные свойства.
Сето славятся также своими уникальными орнаментами. Чаще всего это бордового цвета обереговая вышивка на одежде.
Сетоские женщины вплетали в волосы лён и формировали на голове под платком «рога» или «бугры». Уложенные специальным образом косы они покрывали платком-лиником, сверху которого закрепляли украшенную вышивкой и бусинами повязку — «головной пояс».
Интересно, что сето сохранили до 20 века рубахи-длиннорукавки (длина рукавов такой рубахи в расправленном виде может достигать 120 сантиметров), которые отменил своим указом Петр Первый.
Сетоские мужчины носили рубахи-косоворотки и полосатые штаны. Верхней одеждой им служил шерстяной кафтан.
У сетоских мужчин также были в ходу шляпы и узорчатые шерстяные чулки до колена.
Особенности внешности сето
У сето финно-угорская внешность. Они круглолицы и светловолосы. Глаза светло-зеленые или серые. Мужчины традиционно носили бороды.