Содержание:
- Как появилось название?
- Происхождение народа
- Численность мордвы
- Мордовский язык
- Религия
- Жилище
- Национальные костюмы и внешность
- Культура нации
- Традиции и обычаи
- Быт и уклад жизни
- Знаменитости Мордовии
Мордва
Примерно в I тысячелетии до н. э. между реками Окско-Волжского края, развивался народ под названием мордва (субэтносы – эрзя и мокша). Плодородные земли, леса, умеренный климат и активный образ жизни способствовали развитию крепкой здоровой нации. Несмотря на то, что мордовцы приняли христианство, некоторые представители народа по сей день проводят ритуальные жертвоприношения. У них практически исчез родной язык, но литературные издания остаются.
Как появилось название?
В V в. историк Иордан упомянул в готских письменах мордовцев, обозначив их словом – «Mordens», что означало «человек, мужчина».
Происхождение народа
История народа Мордвы очень запутанна и имеет мало подтвержденных фактов. Существует несколько вариантов происхождения этноса. Все они показывают, что поселения мордвы неоднократно подвергались нападениям завоевателей, которые находили привлекательными их земли.
Более 2000 лет назад появилась древне мордовская культура, сформировалась она из городецких племен. По археологическим данным и фольклору очень тяжело понять, почему так получилось и что привело к этому. Предположительно, мордовские племена существовали под другими названиями – йирки, андрофаги, фиссагеты. Геродот описывал их как кочевые племена с дикими нравами, которые не знают ни суда, ни закона. Одежда их была похожа на скифскую, но говор – другой.
Все события, которые происходили во второй половине I-го тысячелетия, наложили свой отпечаток на формирование национальности, дали начало контакту мордовских предков с сарматскими южными племенами. Также с этого периода началась торговля продуктами земледелия, шкурами и мехами со стороны племен мордвы, а сарматы им поставляли изделия из металлов и предметы вооружения.
Но, мирный уклад жизни племен закончился, когда сарматы начали нападать на селения, и преуспели в этом. Господство сарматов длилось недолго, их ассимилировала древняя мордва. Борьба между южными захватчиками и мордовцами была героической, ведь последние были совершенно не подготовлены к военным действиям и вели трудовой уклад жизни. Периодические набеги врагов привели к формированию военных отрядов. К концу I-го тысячелетия н. э. поселенцы обзавелись могущественной оборонной армией.
Есть и другая версия происхождения народа. По мнению ряда исследователей, предки мордвы произошли от населявших земли поселений в районе Средней и нижней реки Оки, которые оставили памятники городецкой культуры. Уже к XIII-му веку мордва заселила западные территории реки Ока и восточную часть реки Сурой. Причем, эрзя, шерухане и шокши, разместились на северной стороне, а мокша, каратане, в южной части региона.
Численность мордвы
В XVI в. численность мордвы составляла около 150-ти тыс. человек. С течением времени это количество то уменьшалось, то увеличивалось. Перепись населения в 1917 году показала, что количество народа уменьшилось до 120 тыс. ч., проживающих в губерниях:
- Нижегородской.
- Пензенской.
- Ульяновской.
Немного позже эти губернии вошли в состав Мордовии. По результатам переписи 2002 г. в России, проживает 843,4 тысячи представителей мордвы. Из них 30% живет в Мордовии, остальные расселены по другим регионам:
- В Нижегородской области – 25022.
- В Ульяновской обл. – 50229.
- В Оренбургской – 52500.
- В Самарской обл. - 86000.
- В Пензенской - 70731.
По данным Переписи населения 2020 года - 484 450.
Смешанные браки способствуют расселению народа по разным городам и областям, изменяя их численность.
Мордовский язык
Часть лингвистов считают, что у древнего народа был один язык, но со второй половины I-го тыс. н. э. он разделился на эрзянский - им владели эрзяне и мокшанский – мокшане. Все они относятся к прибалтийско-волжской языковой семье финно-угорской группы, имеют литературный статус и распадаются на диалекты. Смешанные говоры присущие разным районам проживания мордвы.
Ученые пришли к мнению, что:
- Мокшанский язык смешал в себе татарский, чувашский и тюркский. В нем много букв «ы», «э» и большое количество татарских сложных слов.
- Эрзянский - позаимствовал много из русского. В нем доминирует «ь».
Языки немного разнятся между собой окончаниями и звучанием, это совсем не мешает племенам понимать друг друга. Значительная часть мордвы общается между собой на русском языке. Примерно в конце XVIII века появилась письменность с использованием алфавита, на основе кириллицы.
Мордовские языки изучают в школах, на них выходят СМИ, блоги и книги.
Религия
Народ исповедует православную веру, но соблюдает некоторые обряды, которые по большой части относятся к языческим. Многие верят в духов женские рода «ава», хранителей – «кирьди», богов – «павас». Если сравнивать с русским миром, то это своего рода домовые, лешие и водяные. Мордва поклонялась звездам, луне, ветру, солнцу, молнии и грому. Также сохранили они и места, на которых совершались жертвоприношения – «моляны».
Развито было «черничество» в эрзянских поселениях. Девушки отказывались от семейной жизни и замужества. Они надевали черные платки, закрывались в так называемых «кельях» и, читая богоугодные книги, молились.
Многие ритуалы проводились главой рода или самым мудрым старцем. Для молитв племя выделяло специальное место на краю поселения или в лесу, где размещали столбы с привязанными к ним принесенными в жертву животными, расставляли идолов, вырезанных из дерева. Мясо животных, после ритуалов жертвоприношения, варилось в специально отведенных котлах и съедалось всеми присутствующими.
Женщина играет не последнюю роль в семье и племени, но главой семейства всегда считается мужчина.
Жилище
Изначально представители народа жили в избах-полуземлянках, но со временем их традиционным жилищем стали полноценные избы из дерева, похожие на русские. В южных районах крыша изб была покрыта соломой, а у зажиточных селян – тисом. Дома имели 2 или 3 секции, отапливались черным способом. Спустя некоторое время народом стали использоваться русские печи, которые размещались в передней или задней комнате избы. Дома в поселениях никогда не стояли по плану. На равнинах старались селиться подальше друг от друга, а вот в лесу размещались ближе. Иногда избы строили вокруг водоема или озера.
До XX века вели патриархальный способ жизни, с численностью до 40 человек в семье. Село было разделено на родовые организации, которые имели свои кладбище и священную рощу для молитв. До принятия христианства было разрешено многоженство.
Национальные костюмы и внешность
Описать внешность мордвы сложно, поскольку они отличаются не только между поселениями мокши и эрзи. История наложила огромный отпечаток на развитие внешних признаков, смешались много типов, но выделяются основные 3:
- субуральский;
- европейский;
- понтийский.
Некоторые характерные черты отражают древнюю Пьяноборскую культуру.
Очень красочные костюмы у мордвы, основой которых были белые рубахи. Мужской наряд состоял из рубахи и холщовых штанов. У эрзянок женская длинная рубашка, украшалась яркой вышивкой, подпоясанная поясом, украшенным монетами и тканью. Особым элементом этой рубахи был пулай – своеобразный широкий пояс. На вороте же находилось другое сложное украшение – сюлгам. На ноги одевались плетеные тапки, а в праздники сапожки из кожи с острым носом. Опушку сапог украшали сафьяном в основном красных цветов.
Основные элементы одежды богато украшалась монетами, бисером и вышивкой, обшивали мехом, а на шею надевали бусы. Отдельного внимания заслуживают высокие женские головные уборы эрзянок. Изготавливались они из осины, заготовку которой обшивали вышитой бисером и разноцветными нитками, сзади выпускали ленту или полосу ткани. Уборы были разнообразными, начиная с подобия чалмы и заканчивая похожими на русских сорок. У мокшанок в качестве женского головного убора использовалась повязка или двурогая шапка.
Культура нации
Можно сказать, что культура мордвы переплелась с русской, но, все же имеет некие отличия. Выражается она в национальных обрядах, которые включают пляски, песни, стихи и декоративно прикладное искусство. Обряды проводятся по праздникам и тесно связаны с традициями семьи, религией и временем года.
Мордва играет на трещотках, кларнетах, волынках, ксилофонах и флейтах. Есть у них известные музыканты, ансамбли, которые представляют современную культуру и исполняют песни все на национальном языке.
Поэзия очень тесно связана с обрядами, существует календарных и некалендарных жанров. Календарной считают: заговоры – «озлом», заклинания, молитвы – «ознома, пазморо». Эти песни пели во время сезонных праздников. В период зимних святцев, в песнях желали счастливого года, рождение детей, благополучия и прибавление скота. Весенние праздники воспевали приближение весны, солнца, тепла, восхваляли труд и любовь. В некоторых даже высмеивали лень, глупость и неряшливость. Летом же исполняли песни с обращением к божествам и предкам, в которых присутствовали просьбы о хорошем урожае погоде и здоровье. Больше важности и значимости придавали божествам женского рода.
На семейных торжествах исполнялся некалендарный жанр. Когда проводились брачные обряды, пелись причитания невестой, ее родственниками по женской линии. Также пением хвалили родных невесты и жениха и самих молодых. Исполнялись и заклинания во время свадьбы. В них обращаясь к божествам, просили покровительства для молодой семьи.
Произведения, которые имели не обрядовый характер, относятся к семейному бытованию. Это песни, в которых описывались определенные трудовые действия, любовь, тяжелая судьба солдат, охотников.
Традиции и обычаи
Обычаи и традиции мордвы были основаны на единении человека и природы. Они связаны с рождением ребенка и созданием новой семьи. Также существуют обычаи и поверья, относящиеся к почитанию усопших предков и похорон.
Свадебные традиции у народа очень интересны. Семьи создавались несколькими способами:
- Сватовство. Жених кидал хлеб в окно молодой и быстро скрывался с места. В свою очередь, родственники невесты должны отыскать парня и его дом, после постучать ему в окно, дав согласие на брак.
- Сговор. Когда предполагаемые родственники договариваются о браке молодых между собой.
- Похищение. При этом способе большие застолья не устраивали.
Невеста практически всегда была старше жениха. Все дело в том, что родители ее держали до последнего, что бы она помогала вести хозяйство. Перед свадьбой, молодая устраивала себе девичник, где вместе с подругами плели украшения из искусственных цветов, вышивали рушники для дружек и сватов. После этих действий шли в баню и мыли невесту, подружки заплетали ей традиционные косы, которые носят замужние женщины.
В это же время в доме жениха пекли пироги. Традиционным считали большой пирог в виде фаллического органа и «груди молодушки» — это пирожки с творогом. Такими изделиями у богов просили для молодых больше здоровых и крепких детей.
У народа очень много традиций и обрядов, связанных с духами. Например, любимый их праздник «Балтай» проводится после Троицы через неделю. В основу положены моления в честь хозяина леса. В начале проводят состязания и определяют самого шустрого и крепкого мужчину, наряжают его в медвежье одеяние и водят в лесу хоровод. У реки накрывают стол и празднуют. По окончанию праздника вырывают прутья из костюма медведя, бьют ими друг друга, желая крепкого здоровья. Также сохранились обычаи, касающиеся почитания умерших и их погребения. Интересно, что народ празднует свои языческие праздники, а не календарные российские.
Традиционными блюдами считались салма – сваренные в воде кружочки теста и медвежья лапа – блюдо из мяса говядины и свинины. Также готовили щи, варили мясо и жарили печень, заготавливали впрок квашеную капусту.
На крещение ребенка готовят в печи кашу с большим количеством сливочного масла. Из напитков были популярны алкогольные медовые – пуре, квас и брага, различные напитки из хмеля, ячменя и солода.
Также готовили пироги с разными начинками, блины из разных видов муки, каши и кислый хлеб на закваске.
Быт и уклад жизни
Традиционно народ мордвы занимался земледелием. Именно к этому занятию их подвигло место проживания на плодородных землях, рядом с рекой или лесом. С самых далеких времен землю обрабатывали мотыгой, позже ее заменили на соху, а со временем стали вспахивать тяжелым плугом. Сажали коноплю, рожь, горох, лен, овес, и просо. Из большей части зерна делали муку на мельницах, которые работали при помощи воды или ветра, некоторые были и ручными.
Огородничество было слабо развитым. Дополнительно охотились на пушного зверя при помощи псов, лука со стрелами. Рыбной ловлей занимались только речные племена.
Также разводили пчел, иногда у хозяев было до 150 ульев. Мед использовали в приготовлении разных блюд, напитков, продавали, часть отдавали как дань. Хорошо были развиты ремесла по обработке дерева, металла и шерсти. Также было налажено и производство изделий из керамики. Прославились они как виртуозные ткачи. Этим ремеслом занимались целыми деревнями. Красили и набивали сукна, разводили домашний скот.
Знаменитости Мордовии
Многие известные спортсмены, певцы и актеры - представители народа мордвы. Знаменитостью Мордовии, а именно народа эрзя является Надежда Кадышева, солистка группы «Золотое кольцо». По эрзянски ее фамилия звучит – «Кадышень».
Еще одна знаменитость, родом из республики Мордовии - поэтесса Алина Подгорнова (эрзянка).
Дарья Учватова - победительница конкурса красоты, представляла Мордовию (мокшанка).
Также представители мордовского народа есть и среди спортсменов: Валерий Борчин - чемпион по спортивной ходьбе, Олег Маскаев известный боксер, Светлана Хоркина - гимнастка.
Список литературы: