Содержание:
- Происхождение народа марийцы
- Численность и место жительства марийцев
- История народа марийцы
- Язык марийцев
- Религия и обычаи марийцев
- Культура марийцев
- Жилище марийцев
- Известные марийцы
Марийцы (самоназвание – мари, устаревшее русское название - черемисы) – финно-угорский народ. Большая часть проживает на территории Республики Марий Эл и в северном Башкортостане. В небольших количествах живут во многих регионах России и за рубежом.
Происхождение народа марийцы
Самоназвание народа – «мари» – происходит от слова «мар» - «человек». Иногда оно звучит как «мер», что вызывает ассоциации с соседним народом «меря». Долгое время считалось, что летописная «меря» и жители междуречья Вятки и Велуги – это один и тот же народ. Впервые это отметил в 1845 г. известный финский языковед М. Кастрен. До середины XX века эта теория была самой популярной.
Уже советские ученые выяснили, что меря и марийцы – родственные народы, но не один этнос. В 1949 году археолог А. П. Смирнов заявил, что мари гораздо ближе к мордве и так называемой городецкой культуре. А в конце 50-х начала работать регулярная Марийская археологическая экспедиция. Ее участники выяснили, что марийцы сформировались на стыке городецкой (волжской) и азелинской (пермской) культур. Как стало ясно позже, участие в этногенезе принимала также «дьяковская» культура.
В первом тысячелетии нашей эры предки марийцев под давлением славянских племен начали заселять территории между реками Ока и Сура (некоторые этнологи уверяют, что марийцы еще более древний народ и их предки пришли с территорий нынешнего Ирана). Здесь они и познакомились с представителями всех вышеописанных культур. Особенно тесными были контакты с южными пермяками - в марийском языке есть целый пласт заимствованных слов из пермского. В это же время, скорее всего, народ начал делиться на горняков – кырык мары – и жителей равнин – олык марий. Первые живут в Горномарийском районе национальной республики, вторые – на левобережье Волги.
В VIII-XI веках мари снова мигрировали на восток. Так они и оказались в Вятко-Велужском междуречье, где в большинстве своем проживают до сих пор.
Численность и место жительства марийцев
По данным переписи населения 2010 года, в России живет 547 605 представителей народа. Марийцы являются титульной национальностью Республики Марий Эл (290 863 человек), большое их количество живет в северном Башкортостане (103 658). В этих двух субъектах проживает 72% всего народа. По данным Переписи населения 2020 года - 423 803.
Народ этот неоднороден и делится на четыре группы:
- Луговые. Самая многочисленная группа. По некоторым данным, насчитывает до 400 тысяч представителей. Проживают в Марий Эл и Кировской области.
- Горные. Начали обосабливаться еще в IX веке, но, несмотря на ярко выраженное самосознание, считаются представителями едиными со своими луговыми родственниками. Сейчас живут в Горномарийском районе и в соседних Нижегородской и Кировской областях. По разным данным, насчитывают от 50 до 135 тысяч человек.
- Северо-западные. Проживают преимущественно в Кировской и Нижегородской областях. В свое время подверглись христианизации и русификации. Возможно, как раз и являются той самой летописной «мерей». Сегодня насчитывают примерно 15 000 человек.
- Восточные. Потомки луговых, переселившихся на территорию нынешнего Башкортостана. Некоторые исследователи даже говорят о единой лугово-восточной общности. Во время переписи 2002 года стало ясно, что едиными себя чувствуют и многие представители этих групп. Поэтому посчитать их точное количество сложно.
Помимо России довольно крупные диаспоры живут на Украине (4 130 по данным 2001 года) и в Казахстане (4 416 по данным 2009 года). Некоторое количество живет в Беларуси (416), Эстонии (241) и Латвии (230).
История народа марийцы
В VII-VIII века в Среднее Поволжье начинают проникать булгары. Вятско-Волжское междуречье, скорее всего, в состав их государства не входило. Тем не менее, племена марийцев поддерживали с тюркскими соседями тесные связи. Булгары открывали на их землях торговые фактории (Мари-Луговское селище), а в некоторых регионах даже собирали дань. Сначала для хазарских каганов, потом – для своих правителей. Вплоть до XIII века местные жители платили булгарам харадж (десятинную подать) и джизью (налог с немусульманского населения).
К 1127 году относится упоминание о первой русской крепости у границ марийских земель – Городец Радилов. В будущем основную часть населения города составят потомки обрусевших местных жителей.
Каких-то упоминаний о серьезных военных столкновениях местных жителей с монголами пока не найдено. Известно лишь, что с XIII века их земли входили в состав Золотой Орды. Как и другие покоренные народы, они должны были платить ясак (в основном, пушнина, мед и воск) и нести различные повинности (в основном воинскую). Особенно сильно было давление Орды на горных жителей, которые проживали на стратегически привлекательном междуречье.
На них же все большее и большее влияние продолжали оказывать русские. Черемисы даже во времена ига сохранили тесные контакты с князьями, те часто звали их в совместные походы, просили о помощи во время междоусобиц и заключали с родовой знатью политические браки. Особенно сильное влияние оказывало Нижегородско-Суздальское княжество. В 1372 году князь Борис Константинович подчинил себе горных черемисов на левом берегу Суры, основав там крепость Курмыш. В XIV-XV веках во владения князей и монастырей вошло и правобережье.
После распада Орды большая часть региона вошла в состав Казанского ханства. Хоть местные жители и оказались втянуты в строительство Татарского государства, они сохраняли свою религию и социальную иерархию. Обычные общинники считались зависимым населением, но были лично свободными, хоть и военнообязанными. Родоплеменная знать никак не была связана с казанской аристократией, однако, оставалась мелким служилым феодальным сословием. При этом мари оставались серьезной военной силой, с которой считались и в Казани, и в Москве.
Первыми российское подданство в 1551 году приняли кырык мары, за что Иван Грозный даже на три года освободил их от дани и «дал им грамоту со златою печятью». Вместе с ними к Московскому царству присоединились все соседние народы – чуваши, татары, мордва. В 1552 году пало Казанское ханство, и на верность царю присягнули и олык марий.
Но далеко не всех обрадовало присоединение к России. Так называемые черемисские войны шли до 1585 года. Местные жители привлекали к своим походам как другие племена, так и другие государства. Так, вторая война шла параллельно с походом крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Стараясь укрепить свою власть над регионом, цари строили здесь крепости – Кокшайск, Козьмодемьянск, Царевококшайск, Царёвосанчурск и другие. Правда, последнее – третье – восстание удалось подавить не столько оружием, сколько подарками. Борис Годунов пообещал прощение всем, присягнувшим ему. Но и это не остудило черемисов, которые активно принимали участие в волнениях «Бунташного века», а также поддержали походы Разина и Пугачева. Закончилось тем, что Екатерина Великая запретила им заниматься кузнечным делом и селиться рядом с реками.
Положение мари в Российском государстве усложнилось при Петре I. Резко увеличилисьналоги (например, с 1724 года жители Среднего Поволжья были обложены подушной податью). Все крестьяне-ясачники были включены в список государственных и были обязаны исполнять рекрутскую повинность. Часть приняла христианство, обрусела и вошла в состав служилого сословия. Другая часть бежала на территорию современного Башкортостана (та самая восточная группа) и северного Казахстана. Еще сильнее миграцию подстегнула принудительная христианизация 30-40-х. Те же, кто остался, часто крестился формально, на деле оставаясь язычником.
Крепости, которые нужны были последним Рюриковичам и первым Романовым для удержания контроля на территории, превратились в промышленные города. Местные мануфактуры выпускали стекло, купорос, кожи и ткани, стремительно развивалась лесная промышленность. Открывались школы и училища, а в 1775 году даже вышла первая марийская грамматика. После губернской реформы Екатерины II регион поделили шесть губерний – Казанская, Вятская, Нижегородская, Костромская, Пермская и Оренбургская. Весь XIX век этот край оставался сырьевым придатком России, живя на сельском хозяйстве и легкой промышленности. Любые земельные реформы (киселевская, столыпинская и даже отмена крепостного права) вызывали в регионе нехватку земель и крестьянские бунты.
Тем не менее, именно отмена крепостного права дала черемисам толчок к разрушению старого патриархального строя и росту национального самосознания. Вступив в капиталистические отношения, мари начали открывать магазины, аптеки, больницы, развивались промыслы и культура земледелия. Открывались библиотеки и учебные заведения, на марийском языке начала печататься переводная литература. Проводились научные краеведческие исследования. К началу XX века национализм вырос в освободительное движение. Во время первой русской революции начались выступления крестьян и распространение листовок на черемисском языке.
На Октябрьский переворот местные жители возлагали большие надежды. И коммунисты, борясь за поддержку национальных меньшинств, постарались их не разочаровать. В 1920 году между Вяткой и Велугой наконец-то появилась автономия. Причем не черемисская, а Марийская, чье название было образовано от самоназвания народа. Марийцы получили самоуправление. Их язык преподавали в учебных заведениях, он широко использовался в делопроизводстве. Национальная литература и театр получили государственную поддержку. В 1936 году была провозглашена Марийская АССР.
Радость от достижений коммунизма серьезно подпортил голод в Поволжье 1921-1922 годов, от которого пострадали 466 486 человек. А в 30-е гг, как и во всей стране, в регионе начались репрессии. Направлены они были в основном на местную интеллигенцию с целью слегка «притормозить» национальное возрождение. Тех, кто успел получить образование и поработать еще в царское время, обвиняли в национализме, контрреволюционной деятельности и даже сотрудничестве с разведками Финляндии и Эстонии. Под раздачу попали и те, кто имел смелость критиковать партийную политику в регионе (например, за чрезмерную вырубку местных лесов). Все они получили тюремные сроки, после чего были высланы.
Во время Великой Отечественной войны на фронт отправились 130 тысяч человек, из которых вернулись лишь чуть более 56 тысяч. В республике разместили производства, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Одессы и других городов.
После распада СССР республика получила современное название – Марий Эл.
Язык марийцев
Марийский язык так же неоднороден, как и его носители. Ученые выделяют три основных диалекта: луговой (в его состав еще входят восточные говоры), горный и северо-западный. Первые два, наряду с русским являются официальными языками Республики Марий Эл.
Самый распространенный – луговой язык. По данным переписи 2010 года, его знают 365 316 человек. Его же (скорее всего) и начали первым записывать. Датой появления марийской письменности считается 1775-й, когда митрополит Казанский В. Пуцек-Григорович опубликовал «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка». В нем было несколько горных слов, но основу сочинения составлял луговой язык. Для его записи автор использовал буквы тогдашнего русского алфавита с добавлением пары других, нужных для выражения звуков, которых нет в русском языке.
Первой книгой на луговом стал «Катехизис» 1804 года, ни одного тома которого не сохранилось. В 1821 году первой книгой обзавелся и горный язык. Ей стало Евангелие. При этом ни у одного из языков все еще не было букваря. Он появился лишь в 70-е годы, благодаря деятельности «Братства святого Гурия», которое занималось переводом церковных книг на языки народов России. К концу века на марийских языках начинают выпускать периодику и художественную литературу.
Первый букварь вышел лишь в 1995-м. Одна из его букв - «ӱ̊» - на тот момент вообще отсутствовала в Юникоде и не встречалась ни в одном из алфавитов мира. Сейчас вместо нее стараются использовать более «популярную» букву «ӫ».
Религия и обычаи марийцев
В 2007 году республиканский министр культуры заявил, что доля христиан среди жителей региона составляет 67,3%. Но сказать, насколько точны эти данные, сложно. Помимо православной веры у современных жителей республики есть еще и вера предков, древнее марийское язычество – чимарий.
Эта религия сложилась естественным, историческим путем во время разложения родоплеменного строя. Она включает в себя поклонение одушевленным силам природы и деление мира на реальный и потусторонний. Верховный бог неба – Юмо. Ежегодно черемисы жертвовали ему коней и скот, чтобы у верховного небожителя всегда был свой скакун и не иссякали его небесные стада. У неба также было женское божество – мать Юмынава, – но она не имела специальных святилищ. Среди «матерей» наибольшей любовью пользовалась богиня всего сущего – Шочынава. Она считалась покровительницей всех живых существ и каждого из них по отдельности.
Отношения с РПЦ у марийцев всегда были сложными. Их массовая миграция в Башкортостан как раз была вызвана насильственной христианизацией. В 1830 году министр внутренних дел даже приказал взорвать молельный камень в местечке Чумбылат курык. Правда, священники и чиновники не учли, что поклонялись местные жители не камню, а жившему в этом месте божеству. Гонения продолжались и в советское время. Но мари пронесли сквозь века свою веру и обряды, чего, к сожалению, нельзя сказать о мифологии - сохранились всего несколько преданий.
В 90-е начался религиозный бум, затронувший и Марий Эл. Когда в 1991 году в должность вступил первый президент республики – Владислав Зотин – вместе с православным священником его благословил марийский жрец. А за полгода до этого Верховный Совет Марийской АССР принял Закон «Об охране и рациональном использовании окружающей среды», в котором говорилось об охране священных рощ. Правда, уже следующий президент отменил этот указ.
Культура марийцев
Традиционные занятия черемисов накладывали серьезный отпечаток на их верования. Например, одним из важнейших промыслов было бортничество. У него было сразу несколько богов-покровителей. А вот у хлеба и овощей боги появились гораздо позже, хотя местные жители освоили подсечное сельское хозяйство и почти все культуры Восточной Европы уже к XI веку. Важным занятием была охота. Со временем добыча пушного зверя превратилась в настоящий промысел. Не менее важна была рыбалка – племена жили в окружении рек в труднопроходимой болотистой местности. А потому и передвигались в основном по воде. Недаром Екатерина Великая после восстания Пугачева запретила им селиться у рек.
Было у мари и свое кузнечное дело. Но сами материал они не добывали, в основном, покупали у соседних народов. Любопытно, что цветной металлургией и ювелирным искусством занимались преимущественно женщины. Отсюда и интересные особенности женского костюма марийцев. В частности, преобладание различных украшений.
Что касалось самой одежды, то она традиционно состояла из рубахи тувыр, штанов йолаш и кафтана шовыр. Мужчины носили шапку с широкими полями, иногда с сеткой от комаров. У русских позаимствовали валенки. Женские головные уборы отличались от местности к местности, даже были попытки систематизировать народ по типу женских шапок. Это могла быть позаимствованная у русских сорока, у удмуртов шурка или конусовидный колпак с затылочной лопастью.
Жилище марийцев
Жилище людей в междуречье Вятки и Велуги напоминало жилища многих других народов Восточной Европы. Начавшись как полуземлянка, оно развилось в сруб с сенями – «пöрт». Вплоть до середины XIX века избы топили по-черному. Дым от очага уходил в дымоход из полого ствола дерева, вделанного в потолок. На улицу вели низкая дверь и пара небольших окон.
Быт марийцев был простым. Вдоль стен располагались неподвижные лавки для сна и крючья для одежды и вещей. Иногда вместо лавок висели нары. Стол окружали лавки и срубы, служившие стульями. После христианизации над столом стали организовывать красный угол. Различали два типа внутреннего устройства избы: южнорусский (свойственный горным мари) и северно-среднерусский (луговые и северо-западные). Отличались они друг от друга местом печи и стола в доме. В домах луговых мари печь клали в ближнем от входа углу, а стол ставили наискосок от двери. Горные же делали наоборот.
Мари относятся к древней уральской общности, как и все финно-угры. При этом, мари принадлежат к субуральскому антропологическому типу и сохраняют большое число монголоидных черт. Для внешности марийцев, например, характерны темные волосы, более темная, чем у европейцев, кожа, средний рост и миндалевидные глаза.
Известные марийцы
Среди марийцев особенно выделяется писатель Сергей Григорьевич Чавайн. Его считают одним из основоположников литературы на национальном языке. В частности, его стихотворение «Роща» стало первым рукописным поэтическим марийским произведением. Многое он сделал и для развития национального театра. В частности, написал пьесы «Автономия» и «Солнце восходит, чёрные тучи рассеиваются» для Марийского государственного театра. К сожалению, как и многие представители местной интеллигенции, подвергся репрессиям. В 1937 году его обвинили в национализме и подготовке террористических актов и расстреляли. В 1956 писателя посмертно реабилитировали.
Еще один известный человек с марийскими корнями – спортсмен и актер Олег Николаевич Тактаров. Как борец особенно прославился после победы на шестом турнире «Ultimate Fighting Championship» в 1995 году. Став известным спортсменом, Тактаров смог исполнить давнюю мечту о съемках в Голливуде. Он исполнил роли в фильмах «Самолет президента», «15 минут славы», «Роллербол» и «Хищники». В последнем фильме он играл русского спецназовца по фамилии Саров. Символично, что такое же имя носит родной для актера город в Мордовии.
- http://aboutmari.com/wiki/Main_Page;
- https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/mariycy;
- https://www.idelreal.org/a/mariy-el-cheremisy-1918-god/28997506.html;
- http://finno-ugry.ru/finnougricworld/mari;
- http://www.elupuu.org/index.php?id=332;
- https://clck.ru/gfbUi;
- https://www.ng.ru/ng_religii/2010-10-20/6_mari_el.html;