Содержание:
- Этноним и численность кряшенов
- Где живут кряшены
- Кряшены - происхождение
- Внешность кряшенов
- Язык кряшенов
- Религия кряшенов
- Кряшены - история
- Быт кряшенов
- Традиции и фольклор кряшенов
- Кухня кряшенов
КРЯШЕНЫ, крещёные татары, керэшен (самоназвание), этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона.
Этноним и численность кряшенов
Народ кряшены, которых ещё называют крещёными татарами и татарлар, а самоназвание «керэшен» — этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в стране насчитывалось 18760 человек, которые указали в анкете национальность кряшены. Перепись 2010 года насчитала в России 34822 представителей этого народа. По данным Переписи населения 2020 года - 29 978. |
Где живут кряшены
Кряшены живут в основном в Республике Татарстан, небольшие группы кряшен также есть в Удмуртской Республике, в Республике Башкортостан, в Челябинской, Кировской и Самарской областях.
Кряшены - происхождение
Некоторые считают кряшен крещёнными татарами, но сами они против таких упрощений.
Эта этноконфессиональная группа формировалась на протяжении нескольких веков на основе как тюркских, так и финно-угорских компонентов, но при этом приобрела уникальные черты.
Согласно общепринятой точке зрения, решающее влияние на формирование национальности кряшены оказала христианизация части поволжских татар в XVI-XVII веках (эта историческая общность называется «старокрещённые татары»), а также христианизация нерусских народов Поволжья в начале XVIII века (они стали «новокрещёнными татарами»).
В итоге сформировалось пять групп кряшен: казанско-татарская, молькеевская, елабужская, чистопольская и нагайбакская. Из них нагайбакская в начале XXI века была признана отдельной национальностью.
Новокрещённые молькеевские кряшены, в частности, сохранили мусульманские кладбища, помнят, где стояли мечети, знают имена предков, которые отказались переходить в христианство.
Однако в 90-е годы прошлого века часть кряшенской интеллигенции начала доказывать, что их пращуры, волжские булгары, добровольно приняли христианство.
Вдобавок казанский историк Максим Глухов обратил внимание на созвучие этнонима «кряшены» этнониму «керчины» и посчитал, что это неспроста. По его версии, кряшены – выходцы из Керии (это была часть Хунской империи). Он утверждает, что князь Волжской Булгарии Бу-Юрган в VII веке принял православие в византийском городе Кряшен (возможно, речь идёт о Корсуни). Регулярные контакты Волжской Булгарии с Византией это косвенно доказывают, но никаких письменных или археологических подтверждений эта версия пока не получила.
Во всяком случае, согласно этой точке зрения, этноним «кряшены» никак не связан с вероисповеданием, а является искажённым названием племени керчинов или кераитов, которые исповедовали христианство несторианского толка с X века.
Однако официальная историография утверждает, что часть кряшен всё-таки вышли из числа принявших православие татар во время колонизации и христианизации Поволжья после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. Не зря же среди кряшен выделяется субэтнос «татарлар», что в переводе с татарского буквально означает «крещёные татары».
Впрочем, русские завоеватели Поволжья называли «татарами» представителей самых разных народов, и поэтому кряшены несут в себе элементы чувашского, ногайско-кыпчакского, мордовского, мишарского, удмуртского и марийского этносов.
Внешность кряшенов
Соответственно существует несколько типов кряшенов. У кряшен понтийского типа тёмные глаза и волосы, высокая переносица, выпуклая спинка носа, пышные бороды. У кряшен светлого европеоидного типа глаза светлые, нос прямой, бороды средней густоты. Кряшены сублапоноидного типа имеют широкую и низкую переносицу, широкие и более плоские лица, бороды у них растут плохо, часто встречается складка века. Кряшены монголоидного типа отличаются ещё более низкой переносицей, а также широкими плоскими лицами.
Язык кряшенов
Интересно, что кряшенские говоры отличаются от литературного татарского языка тем, что кряшены сохранили в своём языке архаичные старотатарские языковые черты. Ведь они веками жили в отчуждении от татар и мало контактировали с мусульманскими соседями.
В основном кряшены говорят на среднем диалекте татарского языка. И только говор молькеевских кряшен ближе к западному диалекту.
Всего известно четыре говора кряшен: молькеевских кряшен, заказанских кряшен, чистопольских кряшен и кряшен Нижнего Прикамья. Все они включают некоторое количество фарсизмов и арабизмов.
Оригинальный, но неофициальный алфавит для кряшен в 1974 году создал кряшенский просветитель Николай Ильминский, который также перевёл на кряшенский язык много церковных книг. В этом алфавите было на четыре буквы больше, чем в русском. В 1930 году советская власть заменила этот алфавит на тюркский «яналиф», но в 90-е годы кряшенский алфавит Ильминского снова стал популярен, на нём и сейчас издаются богослужебные книги.
Религия кряшенов
Предки многих кряшен успели принять ислам ещё до того, как были обращены в христианство, поэтому они сохранили некоторые исламские традиции вдобавок к домонотеистическим религиозным воззрениям.
После христианизации кряшены долгое время не имели собственных священников и богослужебных книг на родном языке и оттого их вера приобрела причудливые черты. Они до сих пор делают жервоприношения духам и нередко обращаются за советом к муллам.
Сближаться с другими православными христианами они начали только благодаря Николаю Ильминскому, который стал родоначальником кряшенской интеллигенции.
При обращении к богу кряшены используют слово «алла» («аллах»). И именно это слово для обозначения бога использовал в переводах священных христианских книг на язык кряшенов Николай Ильминский.
Впрочем у кряшен сохранилось и другое название бога – «Тэнгре бабай», поскольку, как и все тюрки, они когда-то обожествляли небо – Тенгри. Из-за этого Николай Ильминский долго не мог решить, какое же из двух слов («тэнгре бабай» или «алла») использовать в переводе Библии для кряшен, но в конце концов выбрал слово «алла», так как оно употребляется чаще.
В настоящее время службы на церковнокряшенском языке ведутся в десяти храмах Татарстана. А всего в России – в сорока храмах.
Кряшены - история
В исторических источниках описывается стычка между мусульманской и христианской общинами, которая произошла в 1230 году в городе Булгар. Некто Авраамий так активно проповедовал христианство, что мусульмане убили своего «земляка-вероотступника», из-за чего на них ополчились христиане.
Когда волнения улеглись, мощи Авраамия были переданы Владимирской епархии, а впоследствии его канонизировали.
После того, как Иван Грозный присоединил Волго-Камский регион к России, русские начали насаждать там христианство, причём не всегда мирными методами, из-за чего отношения между христианским и мусульманским населением не скоро потеплели.
Поэтому кряшены долгие годы вели замкнутый образ жизни и мало общались не только со своим мусульманским окружением, но и с русскими. По этим же причинам у кряшен поздно начала формироваться образованная элита и даже собственные православные священники появились далеко не сразу.
Своего первого священника Василия Тимофеева кряшены почитают особо. Он занялся переводами священных книг, открыл в своём доме школу для кряшенских детей и начал обучать их родному языку.
Впервые как о самостоятельном народе о кряшенах начал писать всё тот же замечательный востоковед и переводчик Николай Ильминский, но в царское время кряшены не проявляли национального самосознания и не стремились создавать собственные органы самоуправления. Только после Февральской революции они заявили о себе как о самостоятельном народе.
Тем не менее, при подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены были отнесены к «неточно обозначенным народностям». При том, что эта перепись насчитала в стране более 100 тысяч кряшен.
Однако в тридцатые годы прошлого века советская власть начала укрупнять этносы и объединила кряшен с казанскими татарами. Из-за этого кряшены лишились автономии и как следствие - собственных культурных организаций и учебных заведений.
Государственная политика атеизма также обедняла их национальную культуру. Однако традиционная изолированность кряшен сослужила добрую службу не только этому народу. Эксперты считают, что во многом благодаря кряшенам сохранились многие татарские народные песни, которые не одобрялись царскими и советскими властями.
В 2001 году кряшены приняли декларацию о самоопределении и с тех пор демонстрируют сплочённость и развитое национальное самосознание.
Быт кряшенов
Кряшены исторически занимались животноводством и пашенным земледелием. Они также выращивали лён и коноплю, чтобы изготавливать себе одежду и ткани.
Традиционные жилища кряшен представляют из себя дома северной-среднерусской планировки в один или два этажа с сенями («ой алды») и трёхкамерной избой («ой»).
У входа ставилась печь, в красном углу («кояш почмак») размещались иконы и священные книги. Самое почётное место («тур») располагалось у передней стены, спали кряшены на нарах («сэке»).
Кряшенские избы отличают лавка, которую делали вдоль боковой стены и полати над дверью. Наличники, ворота и углы дома кряшены украшали резьбой с зооморфными и геометрическими мотивами.
Национальный женский костюм кряшен очень похож на удмуртский. Это длинное красное платье, фартук и головной убор, по которому можно прочесть статус женщины. В частности, девушки носили головной убор из хлопка («ак калфак») разноцветный или белый (по праздникам). Замужние женщины повязывали платок поверх специального головного убора, который называется «суряке».
Перед свадьбой невесте надевали на голову белый «калфак», а во время обряда накидывали на голову покрывало с вышитым оберегом. Этот оберег она должна была носить следующие девять месяцев, чтобы он защищал её брак и будущего ребёнка от сглаза, а уже потом могла начинать носить «суряке», как все замужние женщины.
Женщины постарше повязывали на голову тюрбан, елабужские кряшенки носили на голове повязку с монетами.
Кряшенские женщины вообще носили много украшений из монет: перевязь через плечо («девет»), браслеты, накосники, ожерелья («челбыры»).
Кряшенские мужчины традиционно носили подвязанную узорчатым поясом из шерсти рубаху-косоворотку, а также в холодное время года войлочные шляпы серого цвета, а летом фуражку.
На ногах кряшены носили суконные чулки и лапти, реже онучи, позже переняли у русских сапоги и туфли. Зимой кряшены надевали поверх одежды тулупы и шубы.
Традиции и фольклор кряшенов
Кряшены сохранили дохристианские традиции, которые у них прекрасно уживаются с православием.
Перед «Питрау» (Петровым днём) они варят жертвенную кашу «корман», а также вяжут веники из целебных трав, а потом всей деревней собираются возле реки и читают молитвы, чтобы был хороший урожай. По их поверьям, в этот день всегда идёт дождь.
Накануне «Качману» (Крещения) кряшены празднуют Нардуган, посвящённый культу солнца. В этот день они гадают, поют обрядовые песни, ходят по деревне ряжеными. Девушки и старухи перед Крещением также собирали снег со стогов, так как он считался чудодейственным косметическим средством и якобы отбеливал кожу.
На «Раштуа» (Рождество) кряшены наводят в домах порядок, садятся за стол с чистой скатертью и молча едят, а потом заставляют детей залезать под стол и цыкать, чтобы в доме было больше куриц.
Накануне Рождества кряшены также воруют у соседей сани, впрягают в них своих лошадей и катаются, а назавтра возвращают кражу.
На Масленицу («Май бяйряме») кряшены катались с горок, на второй день Пасхи совершали обряды, характерные для Сабантуя, в том числе устраивали состязания («сурян»).
Кряшенский праздник «Семик Тройсын» («Семик и Троица») объединяет два: Семик – это восточнославянский праздник поминовения усопших, который отмечали за три дня до Троицы. На Семик кряшены обвязывали красными лентами две молодые берёзы и клали под ними яйца, чтобы обеспечить в этом году хороший урожай. А в Троицу срубали эти берёзы и носили по всей деревне, чтобы каждый житель мог привязать к ним нитки с пожеланиями, после чего бросали деревья в реку, чтобы вызвать дождь.
На поминки кряшены всегда приносят подушку, которая символизирует душу умершего. Старики сперва несут эту подушку на кладбище и читают над ней молитвы, а потом приносят в дом, кладут на стул и ставят перед ней еду. В завершение церемонии подушку встряхивают, чтобы душа покойного отлетела.
На кряшенскую свадьбу каждый гость должен принести какое-нибудь угощение. Дом жениха к свадьбе украшает невеста: она стелет на столы скатерти и вешает на окна занавески, сотканные и вышитые собственными руками.
Разумеется, в процессе урбанизации многие кряшенские обычаи утрачиваются, но они сумели сохранить даже такой феномен культуры, как христианский шамаиль. Это особый вид изобразительного религиозного искусства – выполненные тушью, напечатанные или написанные масляными красками на стене картины, которые размещают над дверными проёмами в домах или в храмах.
У кряшен также сохранились старинные обрядовые напевы к различным праздникам. Их календарные песни обычно многоголосные. От Троицы до Петрова дня кряшены водили хороводы с песнями.
Свадебные, гостевые и застольные песни кряшен обычно протяжные, лирические и во многом схожи с напевами удмуртов, мари и чувашей.
Кухня кряшенов
Главное кряшенское блюдо – это вареники с творогом, луком и яйцом. Кряшены также традиционно готовят студень («койка»), а на первое – бульон с кусочками теста. Кроме того они употребляют в пищу кровь животных.
В кухне кряшен важную роль играют грибы.
Основные напитки: чай, смесь «катыка» (это специально приготовленное кислое молоко) с водой («эйран»), пиво («сыра»), квас, самогон («кумышка»), разнообразные напитки из меда, в том числе алкогольные.
Источник:
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6