Содержание:
Коряки это один российских коренных малочисленных народов, значительная часть которого проживает в северной части полуострова Камчатка. Живут коряки также в Магаданской и Чукотской областях.
Общая численность этноса составляет чуть больше 7900 человек. В 2000 г. им присвоен статус коренного малочисленного народа. Зона расселения в исторических местах обитания.
- Камчатский край – 6640 человек
- Магаданская область – около 700 человек.
- Чукотский АО и другие регионы – 600 человек
По данным Переписи населения 2020 года - 7 485.
Язык коряков
Языковая семья коряков относится к чукотско-камчатской языковой группе. На данный момент известно об 11 корякских диалектах, среди которых:
- чавчунский;
- карагинский;
- апукинский;
- алюторский;
- паланский;
- кахтанинский;
- рекинниковский;
- каменский;
- итканский;
- пареньский;
- гижигинский языки.
Различить их можно по звучанию. Основные отличия в диалектах заключаются в большей степени в фонетике. Так, есть «тыкающе-рыкающие» и «якающие» диалекты. Больше представителей народа используют карагинский, алюторский, паланский и чавчувенский диалекты. В основу корякской письменности легла кириллица.
Несмотря на множество диалектов, значительная часть народа разговаривает на русском языке: корякским владеют не все представители этноса.
Жизненный уклад и мировоззрение коряков связаны с камчатской природой. Название этноса в точном переводе означает «находящиеся у оленей», что подчеркивает благоговейное отношение народа к животным: не животные находятся в услужении человеку, а человек находится при животных.
Хозяйство и быт коряков
Среди коренного народа коряков выделяют кочевых оленеводов (чавчувены) и оседлых приморских жителей (нымылан). Быт и хозяйство этих групп существенно отличались друг от друга. К примеру, первые проживали в специальных ярангах, представляющих собой переносной шатер, покрытый оленьей шкурой. В таких ярангах могло жить несколько семей.
Жилище коряков оседлых отличалось от кочевых. Это были полуземлянки, которые рыли на расстоянии от побережья не менее 3-х км. в местах рыбного промысла. Вглубь землянка уходила на 1,5-2 м. Устанавливали основу из шестов, а стены укрепляли плотно бревнами от 4 м. Сверху крыли восьмискатной крышей, которую тщательно конопатили для защиты от осадков. Делали окна для вытяжки дыма, зимний ход. Спуск в дом был по очень крутой лестнице без ступеней, с ямками для ходьбы. Летние же жилища представляли собой шалаши.
Кочевые коряки жили в ярангах – каркасных шатрах, в основе которых были жерди, покрытые оленьими шкурами. Диаметр яранги мог достигать 10 м., а высота составляла порядка 4 м. Очаг размещали в центре, спальные места – вдоль стен, устилали шкурами оленей. В такой яранге с легкостью могло проживать сразу несколько семей. Стойбище коряков могло включать до 5 таких яранг.
Выживали народы Севера коряки, объединившись в родственные общины, а главной являлась отцовская линия. Так, у кочевых народов глава общины владел большей частью стада. А вот береговые коряки могли пользоваться общей на всех байдаркой, однако, и в эту общину принимали только родственников. Ситуация изменилась в 18 веке, когда произошло разделение на бедных и богатых. Хотя пастбища и являлись общими, олени стали частной собственностью. Поэтому по мере приобретения большего количества оленей, некоторые коряки нуждались в батраках и в общину начали принимать чужаков. Не забывали коряки и о немощных, одиноких и сиротах, оказывая им всяческую помощь. Взаимовыручка составляла для них основу существования. Нередко подобная забота выплескивалась в особую форму. Так, вплоть до 20 века у коряков существовала традиция: брать в жены супругу младшего брата в случае смерти старшего и полную опеку над его семьей. Также отец семейства, после смерти супруги мог жениться на младшей сестре покойной жены.
Традиции коряков
В обычаи коряков заложена суть взгляда на мир. Считалось, что в каждой вещи есть душа: неживом предмете, окружающей природе, воде, снеге, животных, птицах, луне, звездах, солнце. У каждой общины было свое священное место «аппапель». Там проводились поклонения и жертвоприношения оленей, собак или морских животных.
Коряки считали охоту на животных главным условием сохранения своего вида, поэтому вся их лексика была завязана на животном мире и охоте. Также и основные праздники были связаны с животными. Кочевые коряки праздновали коянайтатык – «перегон оленей», который устраивался после прихода стад с летних пастбищ. А сразу на следующий день после зимнего солнцестояния устраивали пышное гуляние по «возвращению солнца». Были гонки на упряжках, борьба, бег с палками, арканная азартная ловля оленей, мастерство влезания на ледяной столб. Также народ праздновал «Праздник забоя оленей», зимнее «Возвращение Солнца» и весенний «Праздник рогов».
Оседлые коряки, в свою очередь, устраивали праздник в честь «Первой рыбы» и «Праздник Нерпы» (хололо или ололо). Также праздник устраивался каждый раз после крупной добычи. На празднике коряки танцевали обрядовые танцы, которые имитировали движения животных и птиц. Особо почитали коряки медведей, которые считались двоюродными братьями человека. После каждой охоты на него устраивался большой праздник.
У обеих групп хорошо развит был традиционный и ремесленный промысел. Мужчины украшали костяные, деревянные вещи, рога резьбой. Женщины - мастерицы по аппликациям из кусков кожи, вышивке сухожильными нитками, подшейным волосом оленей, плели корзины, циновки, мешки из сухой травы.
Народы Дальнего Востока коряки особо относились к свадебным церемониям. Для получения жены будущему мужу нужно было пройти испытания. Так, жених должен был поработать в хозяйстве у будущего тестя и доказать свою способность вести его. После успешно пройденного испытания проходил обряд хватания. Суть заключалась в том, что жених должен был догнать убегающую невесту и дотронуться до нее. Хотя невеста и убегала понарошку. Обряд был формальным и внешне напоминал собой процесс охоты.
Трепетно относились коряки и к смерти, к которой готовились тщательно и заранее. При жизни человеку шили погребальный костюм, оставляя его недоделанным, так как считалось, что если дошить его, то человек может умереть раньше положенного ему срока. А после смерти наносили на одежду последний штрих – некрасивый грубый шов. Мертвых сжигали на костре, собирали древесину кедрового стланика. В кострище добавляли личные вещи усопшего, оружие, продукты, подарки от родственников, чтобы умершие помогли им в успешной охоте.
Смерть для коряков была переходом в иной мир. Народ верил, что существует 5 связанных между собой миров, и живые с мертвыми помогают друг другу при помощи сил природы. Даже оседлые коряки несмотря на то, что первыми признали православие, еще долгое время сочетали христианские традиции с обрядами предков.
Коряки всегда жили одной общей семьей, за счет чего им и удалось выжить. В их мире не существовало ничего лишнего. Питались мясом и жиром животных, рыбой, ягодой, орехами. Жилища строили из шкур, освещая их растопленным жиром, а кожу использовали для обтягивания байдарок. Даже носы, хвосты и лапы убитых животных использовались народом для изготовления амулетов, оберегавших их от сглазов и злых духов.
Культура коряков
Культура коряков, в первую очередь, связана со своеобразной музыкой, складывающейся из пения, речитативов, особого неповторимого горлохрипения. Из национальных инструментов, которые называются общим словом г’эйнэчг’ын, выделяют следующие:
- Инструмент, аналогичный гобою. У него сделан из перьев пищик, а раструб традиционно берестяной.
- Из борщевика делали подобие флейты, только без классических отверстий, а с одной щелью снаружи.
- Пищалку из птичьего специального пера.
- Берестяную трубу.
И конечно, бубен. Круглой формы, с плоской обейчаткой и крестовидной рукоятью.
Костюмы коряков
Самобытны и национальные костюмы народа России коряков, которые надевают сейчас на фольклорные выступления. Женщины носят меховой традиционный комбинезон, а мужчины - нательную одежду из выделанных шкур. Молодежь одевается современно.
Костюмы для выступлений представлены кухлянками, плотными средней или до пола длины шубами. Для защиты головы к кухлянкам пришивали капюшоны мехом внутрь. Руки берегли двойными рукавицами из камуса оленей и меха животных. Украшался подол собачьим, оленьим мехом, для торжественных событий украшали мехом пушнины. Расшивали нагрудники мозаично-геометрическими узорами из бисера, дополняли бахромой, разными по форме ремешками из нерпичьей шкуры и меха. Для молодых девушек модный наряд шили из пестрого меха.
Быт и национальные костюмы увековечены в филателии набором тематических марок в 1933, 1963.