Содержание:
- Происхождение народа казахи
- Место проживания и численность народа казахи
- История народа казахи
- Язык народа казахи
- Религия и обычаи народа казахи
- Культура народа казахи
- Жилище народа казахи
- Внешность народа казахи
- Известные казахи
Казахи – тюркский народ, десятый по численности народ Российской Федерации, титульная нация Казахстана.
Происхождение народа казахи
Казахский этнос сложился в XV веке после консолидации монголов и тюрков на территории нынешнего Казахстана. По некоторым данным слово «казак» появилось гораздо раньше. В тюрко-арабском словаре еще 1245 года это слово означало «кочевник». Но, согласно основной версии происхождения этнонима, первоисточником стало тюркское слово «қазақ» - «свободный».
Эта версия вызывает ассоциации с другой этническо-сословной группой, носящей похожее название – казаки. Чтобы не путать одних с другими, казахов в Российской империи называли киргизами или киргиз-кайсаками. При этом до XVII века использовалось все то же слово «казак», а Казахское ханство называли Казачьей ордой.
Самоназвание народу вернули в 1925 году после 5-го Всеказахского съезда Советов. В 1936-м этноним приобрел современный вид – «казах».
Место проживания и численность народа казахи
Всего в мире живет больше 16 миллионов представителей народа. И большая их часть – 12,7 миллионов – в Казахстане. Крупные диаспоры проживают в сопряженных регионах соседних стран:
- Китай (1,5 млн.);
- Россия (648 тыс.);
- Монголия (102 тыс.);
- Узбекистан (до миллиона);
- Туркмения (до 40 тыс.).
Казахи являются десятой по численности национальностью в России. По большей части они живут в приграничных регионах, где их предки поселились еще до прихода русских, или откуда их родители отказались уезжать после распада СССР:
- Астраханская область (149 415);
- Оренбургская (120 262);
- Омская (78 303).
История народа казахи
История казахского этноса начинается с распада Золотой Орды. В 1428 году из Синей Орды вышел Узбекский улус. В 1458 году новообразованное государство покинули несколько недовольных политикой хана. В 1465 году в Семиречье (нынешние южный Казахстан и Киргизия) они и основали Казахское ханство. В его составе на основе проживавших в Золотой орде родственных народах казахи и сформировались.
До XVII века новое государство процветало, постоянно отвоевывая новые земли у Ногайской орды и Могулистана. Но в 1635 году появилось другое сильное тюркское государство – Джунгарское ханство. Почти столетнюю войну межу ханствами казахи назвали «Годами великого бедствия». В 1729 г. казахам удалось дать сильный отпор джунгарам. Но начавшаяся в стране междоусобица свела военные успехи на нет. В результате правители Среднего казахского жуза признали себя вассалами Джунгарии и стали платить дань.
Еще в 1726 году хан Младшего жуза Абулхаир решил попросить покровительства у другого государства, набиравшего силу в регионе, – Российской империи. Сначала императрица Анна Иоанновна отказала. Но уже в 1731 году, после второй попытки Абулхаира, подписала хану жалованную грамоту о принятии его в российское подданство. Остальные жузы вошли в состав России гораздо позже. Но Абулхаир говорил от лица всего казахского народа, хотя с вхождением в империю были согласны не все даже в его родном жузе. Тем не менее, видимая поддержка Россией всего Казахского ханства немного остудила пыл Джунгарии.
Буквально сразу же после этого России присягнул Средний жуз. Покровительства просили и некоторые влиятельные султаны Старшего. Но императрица решила повременить с принятием в подданство столь отдаленных территорий, чтобы лишний раз не играть на нервах джунгарского хана. Свой сюзеренитет жуз признал лишь в 1818 году.
В 1847 году в российское подданство перешел практически весь казахский народ. К этому времени власть ханов над своими территориями стала чисто номинальной. В том же 1818 году этот титул в Среднем жузе вообще упразднили. То же сделали для Младшего в 1824 году. Средний жуз включили в состав Западной Сибири под названием «Киргизских степей». К началу XX века исчезло и деление на жузы. Но лишь формально – потомки этих родов до сих пор живут преимущественно на тех же самых землях.
Давление со стороны российской администрации привело к росту национально-освободительного движения и постоянным мятежам. C середины XVIII века до 1916 г. казахи организовали больше 300 вооруженных выступлений. В 1917 году, после отречения царя Николая от престола, II общеказахский съезд в Оренбурге объявил о создании казахской автономии Алаш. Правда, долго она не продержалась. Во время Гражданской войны ее руководители поддержали меньшевиков, а затем были схвачены большевиками и расстреляны.
26 августа 1920 года территория нынешнего Казахстана вошла в Киргизскую Советскую Автономную Социалистическую Республику в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. В 1925 г. республику переименовали в Казакскую со столицей в Перовске (бывшая Ак-Мечеть). Тогда же город получил нынешнее название – Кызылорда, то есть «Красная ставка». В 1927 году столицей стала Алма-Ата. По воспоминаниям В. М. Молотова, казахи просили отдать им в качестве столицы Ташкент, но Сталин распорядился отдать его узбекам. В 1936 году Казахстан, к этому времени уже получивший современное название, стал отдельной республикой в составе СССР.
Казахстан очень болезненно подстраивался под плановую экономику. «Раскулачивание», коллективизация и борьба с многолетними традициями кочевого скотоводства привели к массовому голоду в 1919-1922 и 1932-1933 годах. Погибло более миллиона человек. Не обошли Казахстан стороной и сталинские репрессии. За 1937—1938 годы по разным статьям было арестовано более 100 тысяч человек, около 25 тысяч из них были расстреляны.
Во время Великой Отечественной войны на фронт ушло около 450 тысяч казахов. 125 500 погибли.
В 1986 году Михаил Горбачев назначил главой республиканского ЦК КПСС Геннадия Колбина. Это был первый за долгое время случай, когда должность занял не казах. Событие вылилось в студенческие акции протеста в Алма-Ате, вошедшие в историю как Желтоксан. Выступления переросли в стычки с милицией и войсками, многие участники были избиты и отчислены из университетов. В 1989 году должность снова занял казах – Нурсултан Назарбаев. Он же 24 апреля 1990 года стал первым президентом республики. За него проголосовало 98,7% населения. Любопытно, что кроме него в бюллетене не было больше ни одного кандидата.
О независимости Казахстан провозгласил 16 декабря 1991 года – самой последней из всех бывших советских республик. Первой суверенитет страны признала единственная на тот момент чисто тюркская страна – Турция.
Язык народа казахи
Современный казахский язык произошел от «тюрки», одного из «официальных» языков Золотой Орды в XIII—XIV веках. Он же был языком деловой переписки Казахского ханства в XV веке. Собственно, казахский же язык получил такой статус в XVI веке. До этого он был языком повседневного общения и народного творчества.
Современный литературный казахский берет начало во второй половине XIX века. К этому моменту язык уже делился на три диалекта, соответствовавших трем жузам. Основой литературного языка стал северо-восточный. На нем творили поэты Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин. Любопытно, что и русский, и китайский языки очень слабо повлияли на формирование казахского.
С приходом советской власти начались активные работы над созданием казахского алфавита. До этого казахи – преимущественно мусульмане – использовали арабскую письменность. Ею до сих пор пользуются казахи Афганистана, Ирана, Пакистана и некоторых регионов Китая. Была разработана и кириллическая азбука, которой пользовались миссионеры.
В 1929 году Комитет по новому алфавиту при ЦИК СССР разработал яналиф. Этот алфавит должен был стать единым для всех тюркских народностей на территории страны от Казахстана до Крыма. Такая азбука проработала до 1940 года, в 1938 году даже сменив кириллицу на латиницу. Но в 1940 году был введен современный кириллический казахский алфавит из 42 букв. В 2025 году Казахстан собирается вновь перейти на латиницу. В 2017-м президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим указом утвердил проект нового алфавита.
Что касается самого языка, то, помимо Казахстана, он является официальным в Республике Алтай. Но в отличие от Казахстана, на Алтае он используется только в местах компактного проживания казахов. На этом же языке разговаривают представители нации, живущие в других регионах России, в других бывших республиках СССР, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, в западной Монголии.
В 2009 году, во время переписи населения в Казахстане, 9 982 276 человек назвали своим родным казахский. В России, напомним, проживают 648 000 представителей народа. Из них национальным языком в 2010 году владели 336 686 человек.
В ряде российских регионов казахский язык является школьным предметом. По нему издают учебники. Астраханский социально-педагогический колледж и Астраханский государственный университет выпускают учителей начальных классов по казахскому языку и литературе. Но из школ, преподающих исключительно на казахском, в России действует только одна. Она находится в Алтайском крае в селе Керей. Преподавание на казахском здесь ведется аж с 1920-х.
Религия и обычаи народа казахи
Казахстан – светское государство. Тем не менее, лишь меньше 3% жителей во время переписи 2009 года назвали себя атеистами. Самая популярная религия в стране – ислам. Его исповедует больше 70% верующих. По большей части это ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.
Ислам проник на территорию нынешнего Казахстана еще в VII веке. Распространялся он не особо активно – традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Но уже к концу X века ислам приняла большая часть племен Семиречья, от которых, напомним, и произошли казахи. Чуть позже мусульманскую веру приняли некоторые ханы Золотой Орды. К XV веку ислам становится государственной религией Казахстана.
Уже в составе Российской империи Казахстан серьезно расширил свои территории и, разумеется, влияние своей церкви. Имперская администрация не только не мешала этому процессу, но и использовала мулл в качестве дипломатов. Существует даже теория (довольно спорная, по мнению современных историков), что для этой цели Екатерина Великая не только не препятствовала, а способствовала распространению ислама в Казахском ханстве. Согласно этой теории, до этого момента мусульманским был не весь народ, а лишь «белая кость».
Все изменилось с приходом коммунистов. Сначала кампания против ислама не была столь ожесточенной, как кампания против православия. Сказывалась отдаленность Средней Азии от Москвы. В результате движение Алаш-Орда перестало действовать только в 1920-м году, а басмачи, среди которых были и казахи, и вовсе сопротивлялись до 30-х. Тогда же, в 30-е, советское руководство окончательно сформировало официальное мнение об исламе. Было решено, что это вредное движение, эксплуатирующее рабочих и угнетающее женщин. Правда, с началом Великой Отечественной, риторика Москвы стала мягче - стране нужна была поддержка народных масс.
После войны гонения продолжились. Смягчились они с приходом Горбачева. А после получения независимости Казахстан, как и Россия, пережил ренессанс веры. Количество религиозных учреждений за первые 18 лет независимости возросло в 6 раз. Если в 1991 году их было 671, то в 2009-м уже 4200. 3200 из них – мечети. Помощь в возрождении казахским братьям по вере оказывали мусульмане из других стран. Например, с 2001 года действует Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» (с 2012 года - Казахско-египетский исламский университет «Нур»).
Как мы уже упомянули, исламской веры придерживается большая часть верующих страны. При этом не так уж много людей соблюдают намаз и прочие требования религии. Сказывается социалистическое прошлое. Тем не менее, некоторые традиции соблюдает большинство верующих. Например, обрезание. При этом многие казахи чтут обычаи и доисламских времен, такие, как праздник весны Наурыз, имеющий тенгрианские корни.
Культура народа казахи
Вместе с ренессансом веры в 90-е в Казахстане начался ренессанс всей национальной культуры. В советское время ее пытались искоренять как «пережиток прошлого». Сейчас же культурное возрождение – одно из приоритетных направлений государственной политики.
Помимо мусульманской религии на культуру и быт казахов повлияли географические условия. В частности, это хорошо видно по национальной кухне, почти полностью состоящей из мясных и молочных блюд, которые готовили кочевники-скотоводы. Самое известное блюдо – бешбармак – бульон с отварным крошеным мясом, лапшой и кусочками теста. Большую популярность в России (в основном благодаря мемам) приобрел казахский молочный алкогольный напиток – кумыс. Готовили его просто – наливали кобылье молоко в бурдюк, привязывали к седлу и ждали, когда оно забродит до необходимого состояния. Еще один кисломолочный напиток – айран – больше напоминает кефир. Иногда он получался таким густым, что его нужно было разбавлять кумысом.
Другой популярный напиток – чай с молоком. Казахстан – один из мировых лидеров по его потреблению. Для сравнения, среднестатистический индиец за год выпивает 650 граммов чая, среднестатистический казах – целых 1,2 килограмма.
Кочевой образ жизни и традиционные занятия казахов повлияли и на развлечения местных жителей. Через историю казахи пронесли множество видов конного спорта. В основном это различные скачки и джигитовки. Но есть и такая лиричная игра, как кыз куу – погоня за девушкой. Парень на коне должен угнаться за девушкой, тоже скачущей на коне. Догнав, он должен поцеловать ее на скаку. Затем уже девушка догоняет парня. А догнав – бьет плетью. Есть и такие развлечения, которые могут шокировать неподготовленного зрителя. Например, игра кок-бору, больше известная как «козлодрание». Что-то вроде футбола, только на конях и с козьей тушей вместо мяча. И тушу надо не порвать (как может показаться из-за названия), а отобрать у соперника и забросить в свои ворота. Игра популярна не только среди казахов, но и других народов Средней Азии. Поэтому по кок-бору проходит много довольно массовых соревнований.
Важным элементом материальной культуры казахов является национальная одежда, которая тоже во многом соответствовала быту степного кочевника. Изготавливали ее в основном из кожи, шерсти и шкур, но использовали и хлопок и даже шелк. Важной частью национального костюма считается халат – шапан. Яркий цвет и золотая вышивка показывали статус человека. Под халатом мужчины носили рубахи и штаны, женщины – платье свободного кроя. В холодное время носили шубы из шкур и меха. Особенно ценились шкуры енотов, кротов, соболей и тигров.
Сакральное значение для казахов имели головные уборы. Нельзя было носить чужую шапку, хранить свою в неподходящем месте или ронять. Мужчины носили на голове ушанки и калпаки, женщины – шали, платки, тюбетейки. Особое место в казахском национальном костюме занимает головной убор невесты – саукеле. Это конусообразная шапка, украшенная жемчугами, бисером и пучком перьев филина – казахи считали их оберегом от злых сил.
Казахская литература начала формироваться тогда же, когда и сам этнос. Родоначальниками ее стали жырау – создатели и исполнители исторических и героических эпосов о богатырях – батырах. В наше время их часто путают с акынами. Эти казахи пели песни и участвовали в соревнованиях поэтов-импровизаторов. Но пик их популярности приходится на куда более поздний период – XIX век. Письменная литературная традиция начала возникать в Казахстане под влиянием европейских и русских писателей. Ее расцвет приходится на начало XX века, когда выдающийся казахский писатель Миржакип Дулатов издает первый казахский роман «Несчастная Жамал».
Жилище народа казахи
Жилище у степного кочевого народа также было соответствующим. У других тюркоязычных кочевников казахи подсмотрели идею юрты. Такое жилище быстро собирается и разбирается, его удобно транспортировать, оно не промокает в дождь, зимой в нем тепло, лето – прохладно. На больших казахских праздниках даже проходят соревнования по скоростному складыванию-раскладыванию юрт.
Установка юрты начинается с двери – есик, - украшенной резными узорами. Традиционно она должна смотреть на восток. К двери приделывают раздвижной сетчатый остов – кереге. Затем с помощью специального приспособления поднимают купол – шанырак – и вставляют в него жерди – уык. Нижние концы уык привязывают к навершию кереге. Навершие самой юрты – шанырак – является для казахов сакральным элементом. Его изображение даже поместили на гербе Казахстана. Он считается символом счастья, мира, а главное – продолжения рода. По традиции взрослый сын должен был создать собственный шанырак, чтобы отец выделил ему часть своего состояния. Отцовский шанырак передавался по наследству младшему сыну. Он же должен был заботиться о родителях, когда они постареют.
Главное место в юрте – тор – находилось прямо напротив входа. Сюда приглашали дорогих гостей. Правда, для этого нужно было сначала правильно зайти в юрту. Заходя даже по срочному делу, нужно было выразить уважение шаныраку и преклонить колено. Переступать порог нужно было правой ногой, склонив голову. Специально, чтобы гость по забывчивости вдруг не сделал это левой ногой, порог делали достаточно высоким. Войдя, нужно было поприветствовать хозяев: «Да прольется свет на ваш дом!»
Быт казахов напоминал быт большинства тюркских народностей, проживавших в юртах. Жилище также делилось на женскую и мужскую стороны. На женской – левой – располагались детская кровать, кухня и сундуки для вещей. На мужской – правой – сбруя, оружие, талисманы. В центре – очаг, который также считался сакральным местом.
Внешность народа казахи
Казахи отличаются низким ростом, плоским черепом, смуглой кожей, монголоидной внешностью, плотным телосложением, растительностью на теле. При этом среди историков распространен миф о европеоидном происхождении казахов. Мол, предками современных жителей Казахстана являлись европеоиды-андроновцы. Европеоидом был и один из символов независимости Казахстана – «Золотой человек». Однако современные ученые считают это не более чем мифом. Андроновцы были предками казахов, но далеко не единственными. А концепция прародителей-европеоидов просто была нужна руководству КазССР для получения независимости.
Известные казахи
Среди известных казахов мы уже называли писателей Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина, основоположников казахской литературы. Но россиянам куда больше известен их, если так можно выразиться, продолжатель. В 2013 году казахский рэп-исполнитель Адиль Жалелов под псевдонимом Скриптонит выпустил клип на композицию «Выбор без вариантов». Видео завирусилось на постсоветском пространстве, а исполнитель прославился и получил предложение от продакшен-компании «Gazgolder».
Другой хорошо известный россиянам казах – режиссер Тимур Бекмамбетов. Сегодня он живет и работает в США. Но пожить и поработать успел и в Казахстане, и в России, и, собственно, в Америке. Пик его популярности в России пришелся на «нулевые», когда он выпустил фильмы «Ночной дозор», «Черная молния» и сериал «Громовы». На мировой арене он стал хорошо известен, сняв фильмы «Особо опасен», «9» и «Убрать из друзей».
Источники:
- https://www.inform.kz/ru/za-1937-1938-gody-v-kazahstane-byli-nezakonno-osuzhdeny-bolee-100-tysyach-chelovek-25-tysyach-iz-nih-rasstrelyany_a2468305;
- https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm;
- https://www.caa-network.org/archives/8551;
- https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30501158;
- https://www.orexca.com/rus/kazakhstan/culture/clothes.htm;
- https://ia-centr.ru/publications/yurta-i-osobennosti-mirovospritiya-kazakhov/;
- https://tarikh.kz/religiya-kultura-obychai-byt/kazahskaya-yurta/;
- https://travelask.ru/articles/kazahi-volshebnyy-narod;
- https://www.nur.kz/270526-uchenyj-vneshnost-kazahov-izmenilas-posle-nabegov-v-kitaj.html
- https://ru.sputnik.kz/spravka/20190516/10160969/goluboglazye-blondiny-kazakhi-mif-antropologiya.html;
- https://ru.sputnik.kz/society/20170124/1439779/svirepye-borodatye-milye-kazahi-glazami-analitikov-cru.html#:~:text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85&text=%D0%A3%20%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%2C%20%D0%BE%D0%BD%D0%B8,%2C%20%D1%89%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%BC%D0%B8%22.;