Игорь Сандлер

Национальный акцент
Игорь Сандлер
О персоне

Производитель кошерной молочной продукции

Так свободно, как евреи живут у нас сейчас, они здесь никогда не жили

Советский и российский музыкант, музыкальный продюсер, заслуженный работник культуры России. Член Общественного совета Российского еврейского конгресса.

Узнать больше
Горжусь тем, что я еврей

Игорь Сандлер совмещает в себе несколько талантов: творческий, организаторский и экономический.

Как ему одновременно удается сочинять музыку, ставить спектакли и производить эксклюзивную молочную продукцию Игорь Борисович рассказал "НацАкценту".

— Вы известный музыкант, продюсер, актер, и почему вдруг пришла в голову идея заняться пищевым бизнесом?

Я, действительно, 17 лет учился музыке: школа, училище, дирижерский факультет консерватории, потом 4 года работал в первой рок-группе СССР "Интеграл". Стал первым шоуменом в Союзе, чуть позже создал группу "Индекс". В 80-е годы мы единственные играли классик-рок: Моцарта, Баха, Бетховена в современной аранжировке. Солистами были легендарный в то время Альберт Асадуллин и никому еще неизвестный тогда Григорий Лепс. Потом уехал в Великобританию и 2 года играл в основанной мной первой англо-российской группе "Ред-рок". А в 1991г. вернулся на родину. Но сразу понял, что приехал в другую страну, где господствовал "Ласковый май", а традиции мирового рока, которые несли "Парк Горького", "Круиз", "Аракс", тот же "Интеграл", мощнейшие коллективы, сходила на нет. И на смену шли люди, мало разбирающиеся в музыке, плохо владеющие инструментами. И я осознал, что мне это не близко, и начал подыскивать направление, где мог бы заработать деньги. Совершенно случайно судьба занесла на Останкинский молочный завод. Тогда соки разливали в стеклянные банки. Но я-то в Англии пил их уже из пакетов! Выдвинул предложение, и впервые начали разливать соки в пакеты пюр-пак. Потом в 1996г. впервые с партнерами стал делать пряники с начинкой, на 28-м хлебокомбинате. До этого с начинкой был только фирменный тульский пряник, а мы автоматизировали линии и совершили прорыв в кондитерке. Чуть позже придумал и запатентовал глазированные сырки с начинкой, и 4 года был на них монополистом. Потом идею у меня украли "Росагроэкспорт", "Данон", "Вимм-Билль-Данн". Но именно мы стояли у истоков и до сих пор являемся патентодержателями этого продукта. А в нулевых впервые в России стал делать кошерную молочную продукцию премиум-класса "Тевье молочник".

— Но почему вы занялись именно кошерной продукцией? Ведь она далеко не для всех, не каждый ее оценит, да и вообще поймет, что это такое.

Я стараюсь никогда не быть вторым, всегда придумываю что-то свое, иду собственной дорогой. Скучно повторять или копировать кого-то, делать то, что кто-то уже сделал, мне тогда жизнь становится неинтересной. В 70-е года существовала мода на длинные волосы, а я в "Интеграле" всем на зло обрился на голо, сделал шоковую историю в музыке. До меня лысыми были только Хрущев и Котовский. Сейчас лысый мужчина это брутально и модно, но не многие помнят, что я стал основоположником этой "прически". Также и кошерность. Когда в молочке меня стали копировать, начал искать свою нишу, и понял, в России никто не делает то, что на западе очень давно традиционно и популярно. В любом супермаркете Америки и Европы есть халяльный и кошерный отделы. И по статистике 80% кошерной продукции покупают люди, никакого отношения не имеющие ни к религии, ни к евреям. Просто они знают, что это тысячелетняя традиция - выпускать высочайшего качества продукты. Евреи делают их для себя, следовательно, не будут делать плохо, подмешивать какие-то некачественные ингредиенты. Этому обычаю более 3000 лет, и до сих пор он жестко соблюдается и контролируется. У нас один раввин живет на заводе, другой - на ферме, и оба бдительно следят за соблюдением правил кашрута. Это, прежде всего, гигиена, качество и строгий надзор, чтобы никаких посторонних примесей, не кошерных, в продукт не попадало.

В начале было очень сложно, 2 года мне не давали кашрут, тот самый, всем известный, заветный значок. Все раввины, включая главного России, приезжали на завод, и регулярно меня тестировали. Потом 5 лет я производил продукцию только для религиозных евреев, не мог выйти в широкие сети, доказать, что нужна кошерная молочная продукция на полках наших универсамов. Но в итоге победил, и сейчас мы эксклюзивно представляем премиум-класс кошерной молочной продукции, имеем своего, стабильного, лояльно настроенного к нам потребителя, который покупает "Тевье молочник", доверяя его качеству и значку кошерность.

— А что такое кашрут?

Понятнее всего объяснить на мясе. Приходит раввин, осматривает стадо коров, отбирает нескольких, и острейшим ножом, одним ударом одновременно перерезает артерию, трахею и пищевод. Корова не чувствует ни боли, ни стресса. Обычно ее на бойнях убивают либо электричеством, либо другими, негуманными путями, и мясо грубеет, становится хуже качеством и вкусом. А при соблюдении правил кашрута, скотина не чувствует боли, сливается кровь и силы ее оставляют. Затем раввин внимательно осматривает тушку, нет ли каких-то повреждений, язв, глистов, надувает легкие. Если находит хоть малейшие изъяны, мясо однозначно не кошерное. Все в порядке? Ставит штамп и читает молитву, благодарит Господа. В среднем 20-30% стада признаются кошерными, остальные животные бракуются.

Да, за кошерную продукцию люди и платят на 10-20% дороже, потому что она более высокого качества. В 5 утра у меня раввин уже на ферме и следит за дойкой, чтобы все было стерильно, согласно традициям, а второй раввин, через несколько часов, на заводе принимает молоко, запломбированное первым, и дальше по цепочке ходит, смотрит, чтобы ни дай Бог не попали какие-то посторонние ингредиенты, ненужные вложения. Это и есть кошерность. Процесс более сложный и трудоемкий, чем обычное производство, но я не хочу толкаться локтями на рынке, и в молоке занял свою нишу, - 2-5%, не знаю сколько, но есть люди, готовые чуть-чуть доплатить за качество, потому что они поняли, будешь экономить на продуктах, потом в два раза больше отдашь за лекарства. Знаю, многие мои конкуренты вместо молока в сырки кладут манку, растительные жиры, консерванты и ароматизаторы, придающие запах творога. А я работаю на ту небольшую группу покупателей, которые дорожат своим здоровьем.

— На кошерном производстве могут работать только евреи или люди любой национальности?

У нас работают и русские, и украинцы, и молдаване, главное, чтобы все делалось под присмотром раввина, а так никаких противопоказаний нет. Евреи следят за качеством, ставят кошерную печать, отвечают за процесс и читают молитву, благодаря Бога за пищу.

— Однако Тевье молочник, достаточно известный литературный персонаж. А вы сделали его личным брендом. Проблем не было?

Абсолютно верно, 100 лет назад Шолом Алейхем, великий автор еврейской классики написал произведение "Тевье молочник", 25 лет спектакль "Поминальная молитва" шел в Ленкоме. Но есть такой закон, что если 100 лет никто не претендует на название, оно свободно. Подождал всего-то 100 лет, никто не возражал, и запатентовал название для своей продукции. Конечно, повезло с раскрученным брендом, который многие знают, но теперь я им владею.

— Недавно была в специализированном универсаме, увидела там кошерные хинкали и кошерный борщ. Скажите, могут ли подобные блюда быть кошерными?

Любое блюдо может быть кошерным, даже японские суши, почему нет? Главное правило не смешивать молочное с мясным, это запрещено. Не употреблять моллюски и следовать правилам кошерного питания. А дальше есть определенные правила, какие продукты с какими можно кушать. Я хожу в синагогу в Марьиной роще, там у нас бывают кулинарные вечера узбекские, грузинские, армянские. Любая кухня может быть кошерной.

— Сейчас очень много говорят о национальном самосознании, а на ваш взгляд, насколько оно важно, и в чем должно проявляться?

Надо любить свою родину, страну, где живешь, работать с максимальной отдачей и стараться делать так, чтобы этому государству было хорошо. Не языками чесать, не рассказывать, как все плохо, а на своем примере, добиваться улучшения жизни вокруг, нести в мир добро, улыбаться. Читайте 10 заповедей, которые дал Господь, там все прописано. Конечно, стыдно, что есть чиновничий беспредел, что мы продаем сырье, а сами ничего не можем произвести, разворовываем бюджетные деньги. Но если ты любишь родину, засучи рукава и старайся принести ей пользу. Живи по своей совести и по законам Господа, вот мои рецепты.

— А вам национальность никогда не мешала или, наоборот, помогала?

Горжусь тем, что я еврей, пишу книги о еврейских традициях,​ великих евреях, поменявших мир, в том числе, и в музыке, сейчас 7-ю заканчиваю. Счастлив, что живу в России. Во всех сферах, музыке, физике, космонавтике, евреи добились громадных успехов. Так свободно, как евреи живут у нас сейчас, они здесь никогда не жили. Синагоги строятся, ортодоксы в сюртуках, пейсах и черных шляпах ходят по улицам, никто их не трогает. На Манежной площади отмечают хануку. Ну куда лучше? Это мое личное мнение и не только мое.

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.