В Москве 6 января прошла акция "Русские за лезгинку". Девушки исполнили кавказский танец на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому. Видео акции вызвало живое обсуждение в интернете, особенно в националистической среде. "НацАкцент" узнал у участницы акции, журналистки Анастасии Кириленко, что заставило девушек выйти с лезгинкой на Красную площадь.
— Где ты научилась танцевать лезгинку?
— Особо нигде не училась танцевать. Вообще, я несколько раз была в Грозном, и однажды мы что-то такое там танцевали, но это был экспромт. Кавказцы говорили, что у меня хорошо получается и тогда, и после акции. Но все равно это не классическая лезгинка, где шаги определенные, ковырялочка, еще что-то. Я знаю главный смысл — лезгинка бывает женская и мужская, женщина должна плавно ходить вокруг мужчины, как мы вокруг полицейского ходили. Поскольку смысл акции был политический, я подумала, что это даже нормально. Если мы прямо сначала научимся где-то профессионально танцевать, то уйдем в какую-то театральщину, а у нас тут политика.
— Какой был основной посыл акции?
— Против ксенофобии, за космополитизм, интернационализм и дружбу народов. Я заметила, что против лезгинки буквально все. Понятно, что националисты на своих форумах пишут, что "вот эти черные со своей лезгинкой". Хуже всего то, что я пару раз слышала это от журналистов, кавказоведов — какое-то пренебрежение, такие высказывания, что "они тут в Москву приезжают и что-то танцуют". Мне показалось, что это такой камень преткновения, что даже если человек в принципе и не против кавказцев, очень многие почему-то восстали именно против лезгинки. Хотя, я не сказала бы, что очень многие на улицах танцуют. Я в Москве давно живу и видела такое всего один раз на 9 мая, на праздник.
Был уже приговор — дали реальный срок ингушу, который станцевал лезгинку в Ставрополе. Он, правда, при этом стрелял в воздух из травматического пистолета, но пострадавших не было. Потерпевших тоже не было, но его отправили на год в колонию. Я увидела откровенно ксенофобный репортаж по ТВ. Смысл был такой, что гости России должны научиться, как себя вести. Многие, оставлявшие комментарии, видимо уже не в курсе, что Ингушетия — часть России. Нарастает какой-то империализм, и захотелось заявить, что есть люди и с другой позицией.
— Ты отслеживаешь реакцию на акцию в интернете?
— Мы провели ее в выходной, а со следующего дня у меня уже началась работа. Особо времени нет, чтобы вчитываться и в какой-то невроз впадать. Пришло много грубых ругательств во "ВКонтакте", но были и благодарности от незнакомых людей с кавказскими именами. Это очень трогательно, потому что мы как-то неумело чего-то там потанцевали три человека на Красной площади, а они действительно оказались тронуты. Были и комментарии вроде: "Вот попробовали бы в Грозном станцевать гопак или какие-то русские народные танцы, и вам бы наверняка не позволили бы этого сделать, побили бы" и так далее. На самом деле это бред. Я была в Грозном и ходила там без платка и без длинных юбок. Наоборот, когда я попыталась надеть длинную юбку, мне чеченцы объяснили, что это необязательно, что русские могут ходить как они хотят, они свои обычаи там никому не навязывают. Даже стали похихикивать, когда я вышла в длинной юбке.
Однажды я была там на свадьбе и заметила, что они танцуют лезгинку не только под чеченскую музыку, но и под песни на русском языке. В общем, такой ксенофобии по отношению к русским я не заметила, как наоборот. Можно съездить в Грозный вприсядочку станцевать, правда я не умею. На самом деле там это никого не шокирует.
— Еще подобные акции планируются?
— Да, мы договорились продолжать. Я хотела бы отметить, что у нас один участник — Илья Мищенко, член Партии 5 декабря — вообще разучил уже восемь шагов мужского варианта лезгинки. Может быть через месяц во время Олимпиады мы на более серьезном уровне проведем. Мы и угрозы уже получили. Просят в следующий раз заранее сообщить, где это будет, есть много желающих туда прийти, но пишут это люди явно правых убеждений. Ну значит заранее не сообщим, теперь уже понятно кто там хочет участвовать. Не хотелось бы устраивать какое-то мочилово, хочется, чтобы это было празднично и весело.
В интернете, конечно, много агрессии, но в реале все не настолько плохо было, когда мы там танцевали. Правда, музыка довольно тихо играла, но какой-то ксенофобии прямо на месте не заметили. Люди снимали на мобильники, улыбались, мол, вот девочки пляшут. Правда, я не знаю, все ли поняли. что это была лезгинка.
— Не боитесь теперь нападения правых?
— Кто-то сказал хорошую фразу, что если чего-то бояться в России, значит надо отсюда уезжать. У меня такое ощущение, и в интернете видно, и это показывают мониторинги центра "Сова", что нападения на почве ксенофобии учащаются. Это идет по нарастающей, и надо хоть как-то этому противостоять.
Что касается угроз в интернете, я раньше например получала их из-за того, что защищала права гомосексуалов. На мой взгляд, в реале может кто-то попытается сорвать акцию, но не более.
Кстати, если в комментариях найдутся какие-то серьезные угрозы, не исключаю, что в дальнейшем я буду по этому поводу обращаться в прокуратуру, потому что иначе мы скатимся в какой-то фашизм.
— А ты не собираешься на митинг кавказцев на Манежной площади?
Нет, я все-таки действующий журналист и стараюсь не участвовать в массовых акциях. Если бы кто-то сделал акцию по поводу лезгинки, я бы не вышла, но я не видела других подобных акций.
Сейчас такая драматическая ситуация — и Алексей Навальный против Кавказа, и Ходорковский не успел выйти из тюрьмы уже заявил, что пойдет воевать. Я была на Кавказе, у меня есть там коллеги и друзья. Я знаю — это все находит там очень болезненный живой отклик. Там люди на самом деле настроены критично по отношению к власти, но видя такую альтернативу — Навальный, условный Ходорковский, — они наоборот сплачиваются вокруг того же Кадырова, который хотя бы как-то защищает их от ксенофобии русских.
Тэги