На V cъезде Ассоциации финно-угорских народов (АФУН) России свои проблемы в Саранске обсудили 214 делегатов из 43 регионов страны. Впервые все доклады участники делали на своих родных языках. В нашей стране живут 19 из 23 существующих в мире финно-угорских народов, поэтому понять, о чём говорят со сцены, могли лишь благодаря синхронному переводу на русский.
Несмотря на то что абсолютное большинство финно-угров живет у нас, до недавнего времени как-то так получалось, что их проблемы обсуждались где-то за пределами России, например в Финляндии, реже – в Эстонии или в Венгрии. Однако в последнее время наши сограждане финно-угорского происхождения стали всё больше обретать уверенность в себе и осознавать, что никакая заграница им в сохранении этнической самобытности не поможет, и возникающие вопросы возможно решить только самостоятельно и у себя дома. Среди делегатов явно чувствовался настрой опираться впредь только на собственные силы. Искренняя решимость и горящие глаза депутатов почему-то вызвали ассоциацию со своего рода мягким вариантом северокорейской идеологии чучхе – далеко не такой однозначной, как нам совсем недавно казалось.
Беседуя с делегатами из разных регионов, я пыталась понять, отчего это вдруг случились с ними такие перемены. Точки невозврата у каждого оказались свои. Одни вспоминали всемирный съезд финно-угров в Ханты-Мансийске в 2008 году, когда с удивлением увидели, что, прикрываясь финно-угорским братством, их пытаются использовать в международной политической спекуляции. Эстонский президент тогда, презрев все нормы приличия, находясь у нас в гостях, начал призывать россиян финно-угров к… выходу из состава России, чтобы затем вместе со своими территориями "укрыться под европейским зонтиком", подобно Эстонии.
Других обидела прошлогодняя ситуация на всемирном съезде в Шиофоке (Венгрия), когда принимающая сторона встретила своих российских финно-угорских братьев, по их мнению, весьма прохладно, а на большинстве дискуссий не было ни одного представителя хозяев даже для того, чтобы получить подарки от наших делегаций.
– Проблем много, но решить мы их сможем, только объединившись и действуя сообща внутри России, – считает Татьяна Клеерова, председатель Совета уполномоченных VII съезда карелов Республики Карелия.
Её, как и делегатов из многих других регионов, по-настоящему пугает "оптимизация" высшего образования в России. В результате действий "эффективных менеджеров" из Минобра практически во всех региональных вузах в последние годы тихой сапой ликвидируют кафедры национальной филологии и истории. Это значит, что через пару лет возникнет дефицит специалистов, способных передавать следующим поколениям языковое своеобразие своих этносов на профессиональном уровне. Бороться с последствиями антигосударственного подхода, когда одно ведомство в погоне за галочкой в своей отчётности фактически создаёт этническую напряжённость среди целого народа, можно опять же только сообща.
Вновь избранный председатель АФУН Пётр Тултаев считает, что социальные лифты для молодёжи пора включить хотя бы на локальном финно-угорском уровне. На практике он озвучил намерение "выбивать" квоты на обучение молодых талантливых финно-угров, например, в Литинституте в Москве. Требование к властям выделить бюджет на издание произведений молодых писателей и поэтов, а также перевести их на русский и языки других финно-угорских народов.
Впрочем, как выяснилось, во всех этих благих начинаниях сам Тултаев встаёт на опасный путь, чреватый раздвоением личности, ведь он в одном лице совмещает и руководителя общероссийской общественной организации, и мэра столицы Мордовии – Саранска. Как выяснилось, уживаются они в одном человеке с трудом:
– Они постоянно внутри меня вступают в противоречия друг с другом, – признаётся Тултаев. – Побеждает чаще общественник. Мэр говорит: нет денег, это подождёт, очень трудно сейчас вводить преподавание на языках. А председатель АФУН ему отвечает: "Нет, товарищ, это важно и делать надо именно сейчас!"
Любопытно, что впервые на съезде АФУН его председатель от начала до конца был в национальном костюме. Обычно на подобных мероприятиях этническое своеобразие представлено в одежде женщин-участниц. А когда интересно деловые активные мужчины средних лет перестанут стесняться?
– Стесняются носить косоворотки, – объясняет ситуацию Тултаев. – Современного костюма с элементами этнических орнаментов у нас практически не было, мы много над этим работали, фактически вырастив в Мордовии плеяду модельеров, и вот теперь на мне плод их работы – современный мордовский мужской костюм! Моя мечта – иметь возможность предложить мужчинам деловой мордовский костюм, в котором каждый чувствовал бы себя красивым и уверенным, потихоньку сбывается.
В отличие от мордвы марийцы уже много лет как освоили производство современной одежды с этническими мотивами. Носить её в Марий Эл и за пределами не стесняются при первом удобном случае не только женщины, но и мужчины мари.
В белой войлочной шапке-карта (священнослужителя марийской традиционной религии) и роскошном белом вышитом национальном костюме делегат из Татарстана Олег Третьяков весьма жёстко заявил с трибуны съезда всем собравшимся, что не болтать надо о проблемах родного языка, а заниматься конкретными делами. Например, он в своём родном селе спас от закрытия школу, где теперь марийские дети могут продолжать обучаться на родном языке.
Небольших конкретных дел у АФУН оказалось немало, причём некоторые, казалось бы, и не связаны напрямую с сохранением культуры. Например, вепсы из небольшого села в Вологодской области обратились с просьбой помочь восстановить пост пожарной охраны. После обращения АФУН в МЧС проблему решили, а это значит, что крошечному очагу вепсской культуры больше не страшны пожары и сохранится село, а значит, сохранится и культура. В Нарьян-Маре Ассоциация пролоббировала на уровне губернатора решение об изучении в школах округа ненецкого языка. Были ещё десятки издательских проектов и конференций, электронная библиотека, учебные пособия.
Однако в отчётном докладе отмечалось, что сфера функционирования финно-угорских языков не расширяется и без включения в систему школьного образования их будущее видится проблематичным. Беспокоит АФУН и сокращение численности населения финно-угорских территорий. Исключением здесь является лишь Ханты-Мансийский автономный округ, где прирост между переписями составил 23%.
Выступление председателя Ленинградской общественной организации ингерманландских финнов "Инкерин Лиитто" Александра Кирьянена выглядело очень своеобразно: по какой-то причине переводчика у него не оказалось, и он переводил себя сам. С неповторимыми интонациями истинного петербуржца сразу на двух языках делегат напомнил, что ингерманландские финны развились и сформировались как народ именно на территории Ленинградской области и нигде больше в мире:
– Ещё в апреле 2011 года мы подали властям страны просьбу признать нас коренным малочисленным народом и вот уже 2,5 года не можем добиться никакого ответа. В нашей организации крепнет мнение, что от Москвы признания не добиться и надо всем нам уехать из России. Разве можно так поступать со своим народом?! Я надеюсь, что после моего выступления на съезде мы получим из федерального центра хоть какой-то ответ.
Хочется верить, что так оно и будет, ведь на съезд послушать порой нелицеприятные высказывания официальных представителей финно-угорских народов России приехали те, кто фактически и занимается в нашей стране национальной политикой на федеральном уровне: заместитель главы администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов и директор департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона России Александр Журавский.
Тэги