Более 10 видов игрушек представили умельцы из 38 российских регионов на втором фестивале славянского искусства "Русское поле", состоявшемся 20 июля в Москве.
Гостям фестиваля предлагалось полюбоваться и купить Ивановские, Мглинские, Хлудневские, Карачунские, Дымковские, Ковровские, Петровские (Сусанинские), Романовские, Богородицкие игрушки, северные тряпичные куклы-обереги, Новинские деревянные игрушки и многие другие.
Кроме исторических на фестиваль приехали и авторские работы из разных регионов. И к тому, и к другому разряду можно отнести работы мастера Ольги Андреевой и ее помощниц, которые возрождают образ тульской городской игрушки. Игрушка получила распространение в конце 17 века, однако после революции была запрещена, как буржуазная, пропагандирующая различные слои: дворянство, духовенство. По словам мастера, тульская городская игрушка — единственная в мире, где представлены священники, хотя в основном куклы изображают нарядных барынь и их кавалеров.
"Сегодня игрушка живет и приобретает новые жизни, новые лица. Но есть и подлинники. По этим подлинникам мы восстанавливаем игрушку. Они находятся в русском музее Санкт Петербурга, в музее декоративного прикладного искусства", — рассказала "НацАкценту" Ольга Андреева.
Из того же региона на фестиваль приехала филимоновская игрушка-свистулька. Ее делают из уникального сорта глины, которая называется голубой. При обжиге она становится белой. Игрушку расписывают традиционно тремя цветами – желтым, красным и зеленым.
"Может быть, когда-то в древности они что-то и означали, но сегодня знания утрачены, предполагают, что желтый цвет – это цвет солнечного цвета, красный – цвет радости, а зеленый – олицетворяет весь растительный мир, и ассоциируется со здоровьем", — рассказал автор современной филимоновской игрушки. По его словам, эта игрушка крестьянская, поэтому сюжеты в основном те, которые можно увидеть и сегодня в деревне: домашние животные или люди, занимающиеся повседневными делами.
Были на фестивале и куклы в различных национальных костюмах — реконструкциях одежды, которую носили в прошлом веке в разных областях России. Некоторые традиционные игрушки предлагалось сделать самим из соломы или глины и расписать в рамках мастер-классов.