Люди без прав эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Люди без прав

Миграция в России уже давно разделилась на легальную и нелегальную. И если легальной власти еще как-то пытаются управлять, то нелегальная в глазах обывателя представляет собой некую необузданную, пугающую стихию, из-за которой растет преступность, сокращается количество рабочих мест и уменьшаются заработные платы. Эксперты рассказали, что думают о преступности, миграционной политике и способах выхода из ситуации.

Владимир Волох, заместитель заведующего кафедрой управления миграционными процессами Института государственного управления и права ГУУ, председатель общественного совета при Федеральной миграционной службе России:  

Меньше года назад президент РФ Владимир Путин подписал Концепцию государственной миграционной политики до 2025 года. Это, безусловно, большой шаг вперед. Не хочу сказать, что в данной концепции решены все проблемы, но там определена стратегия и обозначены основные направления реализации государственной миграционной политики. Названы три основные ее цели: обеспечение государственной безопасности, улучшение демографической составляющей в стране, участие мигрантов в экономическом развитии нашего государства, а также определены способы борьбы с незаконной миграцией.

За последние 10 лет количество правонарушений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства составляет 3% от общего числа преступлений и 2% от всех раскрытых преступлений. Прошу меня правильно понять, даже если будет совершено 1 преступление иностранным гражданином, оно не должно остаться без внимания. Но не нужно драматизировать ситуацию.

Другая проблема — незащищенность нелегального мигранта и его повышенная возбудимость в связи с этим. Он — человек абсолютно без прав, вот над чем надо работать в первую очередь.

Владимир Зорин, первый заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России:

В последнее время в общественном сознании вопросы миграционной и национальной политики тесно слились. Сегодня люди, обсуждая недостатки национальной политики, в большинстве случаев подразумевают миграционную. Очень характерный симптом, говорящий о том, что нерешение миграционных вопросов чревато обострением межнациональных отношений и угрозой национальной безопасности страны. Мигрантофобия стала своеобразным троянским конем, несущим рост негативных настроений в обществе, интолерантности, экстремизма, особенно среди молодежи. В результате вокруг миграции — легальной и нелегальной — возникает очень много мифов.

Совсем недавно во многих СМИ прозвучало заявление, о том, что количество преступлений, совершенных в Москве иностранными гражданами и лицами без гражданства выросло на 41%. Цифра страшная и впечатляющая. Но доля преступлений совершенных не жителями Москвы составляет 7,65% от общего количества правонарушений. Тоже плохо, над этим тоже надо работать, но, согласитесь, это совсем другая оценка. Нужно быть очень осторожными с цифрами.

Мы должны понимать, что жизнь меняется очень быстро, и миграционная политика должна успевать за этими изменениями. От чего-то будем отказываться. С чем-то соглашаться. Но на сегодня Россия не может жить без миграции, а потому нужно учиться правильно с ней обращаться.

Николай Курдюмов, член Общественного совета при Федеральной миграционной службе:

Думаю, что загранпаспорта в какой-то степени улучшат учетную функцию на миграционных постах, но сыграют ли они какую-то контрольно-ограничительную роль, для меня большой вопрос. Мигранты едут к нам не с туристической целью, а от безысходности. Им нужно зарабатывать деньги для своих, как правило, больших семей. И другой возможности у них нет. Как бы мы ни пытались закрыть или обустроить свои границы, они все равно поедут: по паспортам, по туристическим визам, по приглашениям. И опять будет работать коррупционная составляющая системы посредничества. А она и так прекрасно работает. 

Может быть я выскажу крамольную мысль, но в той ситуации, в которой мы сегодня находимся, количество нелегальных мигрантов может расти безгранично. Не работает главный принцип — демпинг заработной платы. Необходимо, чтобы заработная плата мигрантов соответствовала заработной плате российских работников. А сегодня мало того, что они готовы работать за 2-3 раза меньшие деньги, они еще и разрешение на работу покупают за 20 000 руб, когда официальная госпошлина — 2 000 руб. И покупают, а это означает, что они хотели бы стать легальными. 

Если будем в лоб работать с одной коррупционной составляющей, мы вопрос не решим. У нас лишь малая часть работодателей вращается в сфере трудового, миграционного и налогового права. Правоприменительная практика сегодня настолько не разработана, что проще решить вопрос "другим путем", т.е. обойдя законы. И не нужно ужесточать правила, это же наш российский работодатель, а мы его в наручники заковываем. Необходимо снять квоты для определенных регионов, ослабить налоговый режим, привлечь дополнительные ресурсы. Тогда именно там компании будут создавать рабочие места и туда двинутся мигранты, а не в перенаселенную Москву. Но делать это нужно на государственном уровне.

Владимир Ионцев, заведующий кафедрой народонаселения МГУ, профессор:

Я считаю, нелегальные мигранты, это те мигранты, которые нелегально работают в стране, не пользуются социальными льготами и не платят налоги. В Японии 80% мигрантов въезжают легально, а работают — нелегально. В США 80% нелегально работающих также нелегально и въезжает. Повсеместно используется туристическая виза. Посмотрите, кто летом убирает клубнику во Франции? Наши — российские граждане, въехавшие туда по туристической визе.

Да, есть люди, которые нелегально въезжают в страну с целью осуществить террористическую деятельность. Но если мы посмотрим по всему миру, таких не более 3-5% максимум. А все остальные осуществляют нелегальную трудовую деятельность.

Вся наша беда в том, что нет в концепции миграционной политики стратегической цели. Обеспечение национальной безопасности — это, что, цель? Главная цель миграционной политики? Демографическая? Может быть, но не главная. Экономическая — вероятно. Главная цель — научиться управлять этим процессом. 

В Москве — 4 миллиона мигрантов. Цифры, которые называют сегодня, точно не нужны, ни городу, ни населению. Но чрезвычайно нужны чиновникам — как очень выгодное явление, из которого они извлекают максимальную прибыль. Вот с чем можно и нужно бороться. Но необходима стратегически выверенная политика, которой у нас как не было, так и нет.

Тэги
Поделитесь статьей