Не приспособлен человек к тому, чтобы в одиночку коротать свой век. И научные исследования это подтверждают, замечая – одинокие люди болеют чаще и живут меньше. Естественно, мы старательно ищем себе спутника. Кому-то везет и сразу удается воссоединиться со второй половиной, кто-то всю жизнь бежит по граблям, не оставляя надежды на удачу. Нынче развестись и вновь жениться не так уж сложно, а вот раньше для расставания нужен был серьезный повод.
У армян брак вообще считался нерушимым. Разводиться разрешалось только в исключительных случаях. Например, когда степень родства супругов была выше, чем это дозволялось обычным правом или в случае неверности одного из супругов.
В татарской семье инициатива развестись допускалась со стороны мужа. И если он вдруг решался на подобный шаг, то обязан был выплатить калым, предназначенный на содержание жены. Кстати, вновь вступить в брак друг с другом разведенные уже не могли.
В Талмуде сказано: "Когда человек разводится, даже жертвенник Всевышнего проливает слезы". Ясное дело, что после такого верующему человеку разводиться не очень-то правильно. С другой стороны евреи считали, что это меньшее зло, чем продолжающееся сожительство озлобленных друг на друга людей. Безоговорочное право на развод имели супруги, не нажившие за 10 лет совместной жизни детей.
Кстати, и русская пословица гласит: "У кого детей нет – во грехе живет". Отсутствие потомства, уход одного из супругов в секту, длительная отлучка, неизлечимая болезнь, принятие монашества, неспособность вести хозяйственные работы – основные причины расторжения браков в России 18-19 вв. Любопытно, что здесь в деревнях измену не очень-то признавали основанием для расторжения брака. От обманутого мужа просто ожидали вразумления неверной жены. Не возбранялось от души ее поколотить. В селах на подобные расправы смотрели с одобрением — "Жену не бить – толку не быть!" Так что развод в русской деревне был явлением крайне редким.
Митрополит Вениамин (Федченков), чье детство прошло в тамбовской деревне, писал, что на пятьдесят верст кругом не слышал он ни об одном случае развода. Жутковато нынче звучит, но раньше наиболее частой причиной распада русской семьи являлась смерть одного супругов. Вдовство в народе воспринимали как наказание. Ко второму браку относились без осуждения, но с некоторым страхом. Полагали, что такой союз может быть недолговечным, несчастным. Заключали его чаще тоже с вдовой или вдовцом. Третий брак считали недопустимым. Ведь человек явно шел против Божественной воли. В деревнях говорили: "Первая жена от Бога, вторая – от человека, третья - от черта".
Тэги