"После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда..." - гласит одно из башкирских преданий. Но ведь на самом деле национальный костюм башкир не просто данность, а воплощение многовековой истории и традиций, отражение образа жизни и характера народа. Не зря в Башкортостане День национального костюма отмечают дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.
Башкирский костюм является ярким примером того, как проявляются различия в одежде разных регионов одной страны. Северная Башкирия первой начала переход к оседлому образу жизни. Здесь население занималось изготовлением тонкой пряжи из растительных волокон (конопли, льна), развивалось узорное ткачество. В южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства.
Выделяют целых семь вариаций традиционного наряда: у северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. В каждой вариации есть элемент, характерный только для этого региона.
Головные уборы
Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
Женские головные уборы отличались особым разнообразием и наиболее ярко отражали этнический колорит. В южных районах замужние женщины носили кашмау - шапочку с отверстием на макушке, украшенную кораллами, монетами и подвесками. На спину от кашмау спускалась длинная лента - койрок (в переводе "хвост"), расшитая бисером, с бахромой на конце. Только состоятельные семьи могли позволить себе такой шикарный головной убор.
Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.
В северных деревнях можно было встретить такыя - полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера.
Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.
В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.
Одним из таких платков был кушъяулык - головной убор молодых жен северо-восточных и зауральских башкир. Он отличался большими размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс - маленький ситцевый платок.
Другой вид головного убора-покрывала - тастар. Его повязывали пожилые женщины.
Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.
Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах - меховая шапка.
По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые - светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном.
Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.
Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.
Женский костюм
Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.
Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.
Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху - расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.
В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.
Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже - эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу.
На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.
Мужской костюм
Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.
Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.
Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).
Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.
Список использованной литературы:
Камалиева А. С. "Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор". – Уфа: Китап, 2012. – 212 с.
Руденко С.И. "Башкиры" - Уфа: Китап, 2006. – 376 с.
Шитова С.Н. "Башкирская народная одежда". — Уфа: Китап, 1995. – 248 с.