В день памяти жертв массовых репрессий и геноцида в отношении казачества, отмечаемый 24 января, казаки Зимовниковского юрта Всевеликого войска Донского обратились к президенту России – они требуют признать их как народ и предоставить официальное право на национальность "казак". Другими словами, более русскими они числиться не желают. Дальше – больше: казачьи региональные национально-культурные автономии, по мнению инициаторов обращения, следует объединить в Казачью республику, или Казакию.
Тем, кто наивно полагает, что желание казаков самоопределиться вне русской нации есть не что иное, как политиканский балаган, на который не стоит обращать внимания, можно напомнить, что лет 200 назад никому бы и в голову не пришло подумать, что "бывшие русские" малороссы с белорусами в XX веке будут строить свои национальные государства. О "вольной Казакии", отделённой от остальной России, мечтали гитлеровские генералы Пётр Краснов и Андрей Шкуро – закончили они, правда, на виселице, но сумели подготовить немало последователей. Один из них, казачий атаман Пётр Молодидов, отбывает нынче свой 18-летний срок, присуждённый ему не только за убийства людей, но и за призывы к созданию "вольной Казакии" – "путём захвата территорий, входящих в состав Российской Федерации и других сопредельных государств", как говорится в судебном приговоре. Другой – атаман Зимовниковского юрта Павел Сериков – пишет президенту России: "Для нас, этнических казаков, понятие "казак" – не воинский чин, не сословие, не состояние души, не синоним членства в казачьем обществе. Это прежде всего национальность, самоназвание народа. Народа, который был подвергнут чудовищным репрессиям в годы советской власти с целью его "поголовного уничтожения". "За 20 лет государственная власть не выполнила ни одного пункта закона "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казаков, – считает атаман Сериков. – Напротив, то, что происходит с казачьими региональными национально-культурными автономиями, с любыми попытками казаков заявить о себе как о казаках по национальности, иначе как продолжением политики расказачивания назвать трудно".
В общем, ничего, кроме жёсткого национального самоопределения, казакам не остаётся. А "расказачивание", к слову, проводится так: Минюст регулярно отказывает в регистрации региональным казачьим национально-культурным автономиям. Мотив Минюста понятен – их создание не вписывается в государственную политику в отношении казачества. Ну не ведёт речь большинство казаков о том, чтобы их признали национальностью – хотя некоторые во время переписей 2002 и 2010 годов в графе "национальность" и указывали не "русский", а "казак". Вот камчадалы – те и вовсе никогда не боролись за признание их национальностью, послушно именовали себя во время переписей русскими, а Минрегион великодушно даровал им право на национальное самоопределение. Что с ним делать, камчадалы пока не знают, но наверняка среди них со временем найдутся такие, кто попытается провозгласить Камчатку автономной республикой.
Камчадалам, не понимающим своего счастья, могли бы позавидовать и казаки Сериков с Молодидовым, и председатель национально-культурного центра "Поморское Возрождение" Иван Мосеев. Последний уже в третий раз переписывает учебник поморского языка, совершенствуя чуть ли не в одиночку свою "поморську говорю" – наверняка с оглядкой на книжки "сибирского регионалиста" Дмитрия Верхотурова, выступающего за "сибирскую самостоятельность" и самоопределение сибиряков как нации, отдельной от русской. Мосеев неоднократно пробивал идею включения поморов в единый перечень коренных малочисленных народов, но его пока "прокатывают". Даже невзирая на то, что несколько лет назад замминистра регионального развития Михаил Пономарёв начертал на одном из обращений Мосеева: "Не вижу никаких препятствий для включения народа поморов во всероссийский Единый перечень коренных малочисленных народов".
Сложно сказать, что движет вольными или невольными провокаторами, стремящимися отколоться от русской нации, объявив себя камчадалами, уральцами или сибирцами, – скорее всего то же самое, что в недавнем прошлом двигало советскими руководителями Леонидом Кравчуком и Станиславом Шушкевичем. А именно стремление урвать себе кусок посытнее, разорвав большой пирог. Кстати, примечательно, что отколовший от Советского Союза Украину радетель национального самоопределения Леонид Кравчук всячески сопротивлялся появлению на западе республики национально-культурной автономии русинов, подчёркивая, что это-де никакая не нация, а так, всего лишь подвид украинцев. Да и Шушкевич в своё время отказывал белорусским "полещукам" – жителям Полесья – в праве считаться национальностью.