Этноэкспедиция. Копал-аул, затерянный в холмах эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 4)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Этноэкспедиция. Копал-аул, затерянный в холмах фото А.Закировой

Как вызвать дождь в засушливый год, остановить духа-обжору и сменить цветной платок на белоснежный? Студентка Школы межэтнической журналистики Анна Закирова отправилась за ответами на  эти вопросы в национальный казахский поселок Копал-аул.

Копаловский, он же Копал-аул, небольшой поселок Арсинского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, я мечтала посетить давно. В не очень погожий ноябрьский день моя мечта сбылась.

Приключения начались почти сразу, когда качество дороги не позволило проехать в поселок маршрутом, который рекомендовал навигатор. Пришлось возвращаться с полпути и выстраивать маршрут заново.

На местном кладбище – зирате – я уже была в предыдущей экспедиции, но обследовано еще далеко не все. Заглянула и в этот раз. Беглый осмотр скал ничего не дал, зато в обрыве на берегу ждал приятный бонус – орудие каменного века, нож на крупном отщепе, да еще и на кремне с интересной карбонатной коркой. Значит, сюда надо вернуться более подготовленными, желательно в теплое время года, и провести полноценную археологическую разведку!

В поисках героев

В поселке сохранилось чуть больше двух десятков домов из когда-то существовавших восьмидесяти, но жилыми выглядят едва ли десять. Для начала решила пройтись по единственной улице – Речной. Заодно осмотреть и зафиксировать особенности жилых и хозяйственных построек.

За полчаса не встретила никого, поэтому решила постучаться в дом, выглядящий "живым". Открыл молодой парень, как оказалось – челябинец, который помочь, увы, не смог. Немного поисков и успех: перехвачен мотоблок с сеном. Еще не старый водитель в спецовке, явно умотанный хозяйственными делами, беседовать отказался, ссылаясь на то, что ничего интересного о поселке не знает, зато направил к дому, где с его слов, живут старожилы.

Толстый кот у ворот

У ворот меня встретил толстый кот, всем своим видом демонстрирующий, что его хозяева - люди хорошие. Пара минут стука, робкое заглядывание во двор, и, о чудо, в доме загорается свет, а вместе с ним и возрождается надежда на запись материала.

Во дворе появляется приятная пожилая женщина в традиционном камзоле и белом пуховом платке. Удивляется, что кто-то до них доехал и зовет побеседовать мужа, предупредив правда, что он не местный, а приезжий (как выяснилось позже – приехал в поселок из Казахстана он более 70 лет назад!).

К нам выходит доброжелательный элегантный пожилой мужчина, который сначала спросил меня и моих спутников, кто мы и откуда, и зачем это все нам надо, а уже потом сел на лавочку у ворот и представился как Каирбек Доспалиевич Тульстаев.

Обряды и история

Рассказывал наш респондент неспешно и подробно: упомянул и скалы-останцы, где мы нашли археологический артефакт (наконец мы узнали их местное название – Тью-тас (Верблюжий камень), и жителей поселка с их судьбами, и дома... А уж когда выяснилось, что Каирбек Доспалиевич местный мулла, читающий молитвы и совершающий обряды для односельчан-мусульман, стало понятно, что план по записи сегодня будет выполнен.

Например, Каирбек Доспалиевич рассказал о местном варианте обряда вызова дождя «Тоссатык»: когда-то в засушливый год в летнее время весь поселок и даже соседние населенные пункты собирались для общей молитвы и трапезы на берегу реки.

Долгое отсутствие супруга вынудило хозяйку, Олбашин Минкальсиевну Тульстаеву, тоже выйти к нам за ворота и присоединиться к беседе.

Беседа за чаем

За увлекательными разговорами стемнело, толстый кот – первый встреченный обитатель этого дома – удалился в тепло, и мы, чтобы не морозить дальше наших собеседников, начали сворачивать разговор. Тут, словно спохватившись, Олбашин Минкальсиевна предложила зайти к ним на чай. Отдавая дань традиции, мы поотказывались, но потом поддались уговорам и в компании кота и хозяев дома продолжили беседу в тепле и уюте. На кухне разговор сам собой перешел на более домашние темы.

Каирбек Доспалиевич вспомнил о своём отце, о том какая насыщенная была жизнь в поселке раньше, детские игры, рабочие будни. Запомнилось, что поселок между собой и в окрестных районах называли «80 девушек», так много было здесь невест, в каждом дворе по красавице!

Олбашин Минкальсиевна в доме раскрылась как прекрасная рассказчица и хранительница традиционной культуры: рассказала о труде портних-мастериц «женсыс» (видимо по названию безрукавки), которые шили на заказ платья, камзолы и шапаны. По словам хозяйки дома, камзолы в поселке кроили из плюша, аппликациями или монетами не украшали, это традиция – башкирская, а не казахская.

Были у женской моды и "возрастные" особенности: до замужества девушки носили платки яркого цвета, а после – только белые.

Обсудили и аксессуары: накосники, шейные украшения, застежки на камзолы.

Олбашин Минкальсиевна с сожалением призналась, что в молодости у неё украшений не водилось: она была самой младшей из 7 дочерей и семейные реликвии достались старшим.

Дух-обжора и пророк Сулейман

Самая увлекательная часть беседы – местные легенды и сказания. В небольших национальных поселках довольно часто распространены рассказы о духах места. В Копаловском, оказывается, "водится" злой дух-обжора Жалмауз. По поверию Жалмауз появляется над зиратом в виде светящегося шара (души), пролетает по небу в поселок и начинает вредить – рыть землю. Остановить его можно: для этого надо быстро раскопать могилу подозреваемого покойного, и если саван у него окажется зажеванным, вонзить в усопшего кол из осины.

А разрешения взять воды из местной речки Курасан надо просить у пророка Сулеймана:

- Сначала надо прочитать молитву, потом попросить разрешение взять воды. Пророк Сулейман - хозяин вод, – вразумила нас Олбашин Минкальсиевна.

Все хорошее когда-нибудь кончается, вот и мы отправились в обратный путь. Но к гостеприимным хозяевам договорились наведаться еще раз: с хранителями традиций хочется встречаться вновь и вновь.

Тэги
Поделитесь статьей