Как остановить этническую травлю в школе? эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Как остановить этническую травлю в школе? фото Общественной палаты РФ

Конференция, посвященная старту Всероссийского проекта "СТОП ЭтноБуллинг: через знание к взаимопониманию" состоялась в Общественной палате РФ. В дискуссии приняли участие общественники, которые занимаются проблемами буллинга и знают, что можно противопоставить школьной травле. В этом материале о лучших проектах по профилактике буллинга рассказывают их авторы: "НацАкцент" приводит выдержки из выступлений нескольких экспертов конференции.

Маргарита ЛЯНГЕ, Гильдия межэтнической журналистики:

После трагедии в "Крокусе" общество захлестнула волна мигрантофобии, коснулась она и молодежной среды. Эту запущенную извне волну нужно было остановить. Меня пригласили провести "Уроки о важном", я это сделала, но осталось ощущение, что этого недостаточно. Тогда на нашем канале "Национальный акцент" мы выпустили ролик, в котором я рассказала, как в детстве столкнулась с травлей из-за своей национальности, в конце ролика мы попросили зрителей пройти опрос на тему этнобуллинга. Выяснилось, что с ним так или иначе сталкивалось подавляющее большинство школьников. Мы стали думать, что мы как общественники можем с этим сделать. Так родился наш проект "СТОП ЭтноБуллинг".

Мы решили, что не будем фантазировать и додумывать, какие формы буллинг принимает в учебных заведениях, мы спросим у самих ребят. В восьми регионах России сформированы фокус-группы, работа которых заключается в сборе реальных кейсов. Параллельно молодые люди слушают лекции о природе этнобуллинга и способах противостоять ему. Кейсы,которые будут собраны во время занятий, лягут в основу чат-бота.

Еще один аспект проекта – создание видеороликов. В игровой форме доносим до аудитории, чем может быть чревата в многонациональной стране травля по этническому признаку. Сценарии роликов также снимаются по мотивам реальных историй, собранных в фокус-группах.

Чат-бот, ролики и лекции будут в открытом доступе: наша главная задача, чтобы было как можно больше инструментов, нормализующих жизнь в многонациональном обществе. И тогда никакие провокации не смогут нарушить наше согласие.



Мария ЗАЛУНИНА, Национальная Медиа Группа:
У нас есть три кейса, противодействующих буллингу.Первый – это чат-бот «Трудно подросткам», который создавался к сериалу «Трудные подростки». Изначально он был нацелен как раз на такое противодействие буллингу. Но потом превратился в инструмент помощи подросткам в целом: мы вместе с кризисными и подростковыми психологами составили ответы на самые частые вопросы подростков из разных сфер жизни.

На данный момент чат-ботом воспользовалось порядка 60 тысяч человек, на него очень хорошие отзывы.

Вторая история - запуск сайта к сериалу про буллинг «Плакса». На сайте мы собрали основные лайфхаки для родителей, учителей и детей по тому, как себя вести в разных ситуациях буллинга.

Третий кейс - есть такой сериал «Слово пацана» и у него тоже есть сайт, на котором была кнопка «нужна помощь». Пришло несколько десятков тысяч писем с просьбами о помощи от детей и от родителей. Добрая часть этих писем описывала очень жесткое проявление буллинга. На эти письма отвечал психологи, которые дальше перенаправляли, собственно, в региональные службы помощи и детям, и родителям.

Но эти проекты не концентрировались конкретно на этнобуллинге. Что касается этнического вопроса, я очень много анализирую последние сериалы и фильмы, и если вы посмотрите под этим прицелом на современное киноискусство, то вы увидите, что практически в каждом сериале авторы добавляют героев разных национальностей в очень позитивном ключе. Это очень важная черта времени.

Валерия ШАЛИМОВА, Движение первых:
"Движение первых" — организация молодая, но мы быстро развиваемся. Сегодня порядка десяти миллионов детей и взрослых принимают участие в наших мероприятиях. Наша основная задача — включить детей в социально полезную коллективную деятельность и, проще говоря, научить их дружить. Конечно, во главу угла нашей деятельности мы ставим безопасность и сегодня просто обязаны отвечать тем вызовам, с которыми сталкивается наше общество, в том числе и буллингу.

Буквально полгода назад нами был разработан — и продолжает дорабатываться — комплекс мер по профилактике буллинга: перечень инструментов различных форматов. Мы рассматриваем буллинг как явление в целом. Но, я думаю, что те формы, которые мы сейчас используем в своей работе, предлагаем педагогам, родителям, детям можно использовать и для профилактики этнобуллинга.

Ключевую роль в профилактике буллинга играют педагоги. Мы вместе с коллегами из Института молодёжи разработали образовательный курс «Буллинг в детском коллективе», состоящий из 8 видеороликов для учителей, вожатых, наставников. В игровом формате показываются разные сценарии развития буллинга и даются рекомендации, что можно сделать в той или иной ситуации. Видео сделано в формате сериала, в современном, очень доступном формате для молодёжи.

Еще нами разработана настольная игра для подростков «Без обид», которая позволяет участникам распознавать буллинг, учит на него конструктивно реагировать, проявлять свою жизнестойкость и показывает, что командой, коллективом,этому ужасному явлению сопротивляться проще.

И еще одна инициатива – служба адресной поддержки "Поговорим". В пилотном режиме ее работу запустили к 1 сентября этого учебного года. За это время поступило более 3600 обращений. С заявками работают профессиональные психологи, каждый сеанс длится 45 минут, общение происходит в письменном формате, в ВК или телеграме, абсолютно анонимно. И более 50 % запросов связано с буллингом и травлей в школе.



Римма ЧИРКИНА, Московский государственный психолого-педагогический университет:
Хочу предостеречь от недооценки рисков, связанных с минусами и побочным эффектом лобовой прямолинейной назидательной пропаганды. Чем старше дети, тем больше у них вызывают отторжение прямые сентенции, спускаемые сверху как некие догмы. Если мы хотим продуктивности, работать надо с их ценностями, смыслами, картиной мира и мировоззрения. И позволять подросткам принимать участие в создании и обсуждении норм общения.

Я представляю кафедру юридической психологии, мы готовим специалистов, которые занимаются профилактикой девиантного поведения и буллинга а детской среде. Эффективнее всего работают комплексные программы, которые помогают детям лучше узнавать друг друга. Такие технологии мы внедряем с 2019 года. И в тех коллективы, где, например, проходит программа "Умелый класс", случаев буллинга не бывает!

В качестве эксперимента, в одном из классов мы рисовали с ребятами комикс про судьбу мигранта и перипетии, с которыми он сталкивается, а в другом – проводили назидательные беседы. Результат однозначен – более защищенным от проявлений этнической травли оказался первый класс.

Патиимат ОМАРОВА, заместитель министра образования Камчатского края:
В XXI веке школьное насилие приобрело новое социальное наполнение: раньше в школьной среде насилие в виде подростковых драк было реакцией на угрозу и способом отстоять свое место в социальной иерархии, сегодня поводом для агрессии становится отсутствие общей этнической идентичности, различие между агрессором и жертвой.

В качестве базиса для поиска эффективных средств и методов создания адекватных условий психолого-педагогического сопровождения личности ребенка мы обратили внимание на воспитание правовой культуры. На основании серии экспериментов мы пришли к выводам, что в начальной школе отмечается небольшое количество детей с высоким уровнем враждебности, агрессивности, в среднем школьном возрасте количество таких школьников значительно увеличивается, к старшим класса ситуация снова становится не такой острой.

Дело в том, что в подростковом возрасте склонность к активности и агрессивности усугубляется еще и психофизиологическими, возрастными изменениями, пубертатом. И поэтому именно подростки чаще проявляют насилие по сравнению с аналогичными показателями в младшем и старшем школьном возрастах.

Причем, чем ниже уровень правовой культуры, тем больше школьники демонстрируют склонность к реализации актов насилия: подростки просто не понимают, что их действия по отношению к одноклассникам противоправны и могут привести к конкретным последствиям. Поэтому мы считаем, что очень важно заниматься воспитанием правовой культуры у подростков. Это ступенька к развитию гражданского самосознания.



Поделитесь статьей