Зачем мастера из Жостово в печку забирались эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 4.43
(Голосов: 7)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Зачем мастера из Жостово в печку забирались фото О.Бондаревой, НацАкцент

Во все времена Жостовская фабрика старалась быть модной, угождая вкусам покупателя и откликаясь на все тенденции, для того мастера и производство подносов из металла у уральцев переняли, и портреты вождей писали, и в коллаборациях с популярными брендами сегодня участвуют. В канун 200-летнего юбилея корреспондент «НацАкцента» побывала на фабрике, где узнала секреты и историю ремесла и сама попробовала расписать поднос по-жостовски.

Как инженер-технолог свою мечту реализовала

До посещения фабрики мои представления о жостовском промысле были весьма скудны – подносы, обязательно с пёстрыми цветами на чёрном фоне. Красиво, но ничего увлекательного, считала я. Оказалось, яркость красок – черта хоть и отличительная, но далеко не единственная, на фабрике покажут и расскажут много чего интересного.

На столе у художника краски масляные, кисточки натуральные – беличьи, шпатель мешать краски, большая линейка, поднос, покрытый традиционной чёрной эмалью.
Приступая к работе, ноги ставят на подставку, поднос кладут на колени, а на бортики подноса – линейку, так для руки удобнее.

Татьяна Савина

– Первый слой замалёвок – это основа для будущих цветочков. Набираю краску и малюю розочку. Круглая коробочка, мазки на себя, это основа для розочки. Каждый лепесток из двух мазков рисуем, как сердечко. Мазки для мака удлинённые – три мазка, лепесточек, три мазка лепесточек, –

показывает мастер Татьяна Савина.

На подносе появляются листочки, и дальше он должен бы отправиться на сушку, ведь жостовский рисунок многослойный. Но нам, гостям, ждать возможности нет, поэтому показывают сразу следующий этап – тенёжку, то есть наложение теней прозрачной краской, художник начинает придавать объёмность изображению.

– Кисточкой поменьше высветляю светлые листочки – набираю белила и бликую, тонкой кисточкой делаю привязку – травиночки, они соединяют наши листочки-цветочки в букет. Они есть на любом подносе, посмотрите.

Инженер-технолог по образованию, Татьяна Савина окончила авиационный техникум, потом политехнический институт. На фабрику пришла вместе с подругой в 1991 году реализовать свою мечту.

– Нас взяли в орнамент, где мы работали шесть лет, потом при фабрике организовали колледж, куда пришли выпускники 11-го класса. Нам было по 35 лет, но мы с подругой тоже захотели и отучились с ними два года, – вспоминает художник.

В завершение работы подписывают (попробуй ещё найди имя автора на готовом подносе!) и снова отправляют сушиться, затем к художнику, который расписывает орнамент на бортиках, и снова в печь.

Сухие изделия покрывают прозрачным лаком для красоты и прочности, он проявляет полутона и раскрывает рисунок. Ставят клеймо – поднос готов!



Пара для самовара

Производство подносов в Жостово началось с мастерской братьев Вишняковых, открытых в 1825 году. Вначале они занялись изготовлением различных шкатулок, коробок из папье-маше, сухарниц, подсмотрев идею в Федоскино. Производство было прибыльным, и подобные мастерские появились во многих соседних деревнях. У Вишняковых было самое крупное, здесь трудились около 60 человек, в Москве работал фирменный магазин.


В 19 веке начинает складываться культура чаепития, открываются питейные заведения, трактиры, растёт спрос на подносы. Сначала их делают из папье-маше и расписывают, чтобы выгоднее продать. Часть товара идёт за границу.

На выставках и ярмарках мастера из Жостово берут первые места, но в конце 1880-х жостовский поднос обходит уральский, из металла. Предприимчивые Вишняковы вынесли из поражения свой урок и стали осваивать технологию изготовления металлического подноса.

С тех пор она почти не изменилась. Разве что появились прессы для штамповки изделий несложной формы, остальные так и куют вручную.


Под дерево, кость и панцирь черепахи

Первыми изображениями для подносов стали не цветы, а сюжеты, которые писали на шкатулках, это та самая мчащаяся тройка лошадей, жанровые сценки. Сегодня такое редко пишут, не популярно, говорят на фабрике.

Подносы делали разных сортов. Самого низкого, третьего сорта, покрывали эмалью только с одной стороны, один слой росписи и один слой лака. Они были доступны даже крестьянам.

Люди с достатком могли позволить себе интерьерные подносы, их часто делали в комплект к мебельному гарнитуру. Мебель была чёрная, лаковая, расписная. Под неё писали и подносы, оформляя их под лак перламутром.

– В 19 веке была мода на изделия из натуральных материалов – красное дерево, слоновая кость, панцирь черепахи. Поднос хотел этой моде соответствовать, – рассказывает экскурсовод Екатерина. – Мастера стали придумывать техники, чтобы имитировать материалы на поверхности подноса. Одна из них – имитация панциря черепахи в технике «коптёжка». Это было очень модно!

Поднос покрывали золотистой эмалью и подвешивали, снизу художник начинал его коптить свечой. Чтобы получалось аккуратно, мастера придумали забираться в печку, где не было движения воздуха. Лицо повязывали, чтобы не дышать лишний раз на пламя.

Сегодня панцирь практически не делают, да и коптят уже не в печке.


Почему в Жостово не подружились с соцреализмом

В начале 20 века правительство обратило внимание на Жостово, решив "осовременить" ремесло соцреализмом. В помощь мастерам определили таких художников, как Борис Ланге, Пётр Кончаловский, Илья Машков.

– Наши мастера всегда писали декоративно, приукрашенно и благодаря этому подносы смотрятся гармонично в любой плоскости. Их стали учить принципам академической живописи и рисунка, они говорили, что это интересно и полезно, но не применимо на подносе, –

отметила экскурсовод.

В итоге реализм советских художников на жостовском подносе не прижился, и сотрудничество сошло на нет. Однако портреты вождя и советская символика на жостовских подносах поселились надолго.

– До 90-х на фабрике выпускали и детские игрушки. Совочки, ведерки делали из обрезков, расписывали вручную в один слой и продавали за копейки. Это не приносило прибыль, зато у детей было художественное воспитание.

В годы Великой Отечественной войны промысел спасли девушки

До Великой Отечественной заготовкой и росписью на Жостовской фабрике занимались только мужчины. В 1942-м, когда все мастера ушли на фронт, промысел оказался на грани исчезновения.

Так на производстве появились шесть девушек 15-16 лет, среди них была Нина  Гончарова.

– Она так любила павлопосадские платки, что стала писать их на подносах, – говорит Екатерина.

Нина Николаевна Гончарова родилась в семье потомственных мастеров Беляевых, у которых было второе по величине производство после Вишняковых. Сегодня на фабрике работает и ее дочь заслуженная художница Лариса Гончарова. Это потомки самой древней династии, которая сохранилась в Жостово.


В залах музея фабрики собраны лучшие работы. Есть и самые первые из папье-маше. Какой-то иранец нашел их на блошином рынке, связался с фабрикой и помог вернуть домой.

Мое внимание занимают подносы Татьяны Шолоховой, Михаила Лебедева и других. Колоритные петухи, выразительные сороки, воздушный павлин.


Место для импровизации

Сегодня жостовский поднос из предмета бытового приобрел статус произведения искусства, но все также пользуется популярностью, в том числе благодаря участию в выставках, коллаборациях и открытому к экспериментам руководству.

На фабрике заняты 43 художника. В советское время в цехах трудились до 300 человек. Когда после банкротства в 90-х начали восстанавливать фабрику, едва набрали 20. Сегодня мастеров хватает, правда, молодежи мало, все стремятся в столицу.

– Когда пришла работать, я не понимала, земля здесь богатая на талантливых людей или каждого можно научить. Спустя годы поняла, что при желании можно научить каждого. Но сейчас на фабрике почти все с художественным образованием, а вот раньше и из-под руки учились, – говорит Екатерина.

После экскурсии нам предлагают расписать свой миниатюрный поднос под руководством художника. Вроде, ничего сложного, ставишь кисточку лопаточкой и соединяешь мазки в сердечко. Сначала руки не слушаются, но потом начинается импровизация и на подносе в дополнение к букету вырастают ещё и ягодки. Как и работы художников, мою дополнят веточками, покроют лаком, просушат и отправят в магазин, откуда я смогу его забрать.

Если хотите провести время интересно и с пользой, приезжайте в Жостово!

На фабрике побывала Ольга Бондарева. Фото автора.


Тэги
Поделитесь статьей