Шёпот чуди: как коми-пермяки общаются с богом эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 4.60
(Голосов: 5)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Шёпот чуди: как коми-пермяки общаются с богом

Несколько десятков лет назад в коми-пермяцком селе Большая Коча возрождён Быкобой – обряд закалывания жертвенного бычка, во время которого люди просят у высших сил благополучия. Студент московской Школы межэтнической журналистики Георгий Неуймин побывал в Большой Коче и узнал, чем живут коми-пермяки и как эволюционировала традиция.

В Кочёвском районе Коми-Пермяцкого округа затерялось в лесах небольшое село Большая Коча, жители которого до сих пор чтут обычаи своих предков. Добраться туда не так просто: сначала из Перми до центра округа – города Кудымкара, после – на автобусе до районного центра – села Кочёво. А дальше – как Ен даст (Ен – бог у коми-пермяков). Нам повезло: фольклорный ансамбль из деревни Борино подбросил нас до цели.

В Большой Коче нас встречает Василий Иванович Гагарин – местный учитель истории, краевед и, по совместительству, тодись – «знающий» по коми-пермяцки.

Именно он отвечает в селе за проведение Быкобоя и других традиционных обрядов: коми-пермяки считают своими предками чудь – древний народ, который отказался принимать христианство и, как говорят легенды, похоронил себя заживо, «уйдя под землю», поэтому помнят и почитают различных духов-хозяев природы. Например, Вырдядя (лешего), Вакуля (водяного), Суседко (домового) и многих других.

Василий Иванович ведёт нас на берег Онолвы – маленькой, но очень красивой реки, протекающей через село, на другом берегу которой величественно стоят хвойные деревья. Здесь Гагарин поведал нам легенду о том, почему пермяки стали проводить Быкобой:

«Люди, которые некогда жили на месте Большой Кочи, испытывали страшный голод. Они пришли на берег реки Онолвы, помолились богу, чтобы спас их от голода. К людям из леса вышел белый олень. Они посчитали это за знак, убили его, съели и выжили. Потом олень приходил каждый год в определённый день.Один раз олень не пришёл, поэтому вместо него народ заколол быка. Олень пришёл позже, посмотрел, правильно ли был проведён обряд, затем убежал и больше никогда уже не приходил. С тех пор люди стали приносить в жертву бычка».

Василий Иванович показал альбом с фотографиями начала ХХ века. На них берег Онолвы и склон, на котором мы стоим, просто усыпаны людьми: раньше на обряд стекались люди со всего Чердынского уезда со своими бычками. Самое лучшее мясо шло уважаемым людям, часть раздавали нищим, которые специально приходили в деревню в этот день. Кровь бычков пускали в реку, потом этой водой умывались, чтобы очиститься и исцелить больные части тела.

После революции обряд проводить перестали, возродить его удалось силами сельских активистов в 1993 году. А в наше время большекочинцы сталкиваются с уже новыми вызовами, препятствующими проведению Быкобоя: протесты движения «зелёных», отсутствие одобрения местной администрации, наконец, банальная нехватка денег на нового бычка.

«Бычки-то сейчас сколько стоят? Тысяч 50, а то и больше» - сетует Гагарин.

Когда мы уезжали из Большой Кочи, Василий Иванович провёл нам обряд очищения с помощью заговора и священного камня, поражённого молнией Ена. На удачу!

Тэги
Поделитесь статьей