ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА фото НацАкцент

На 77 языках народов России ведется обучение в школах нашей страны. Это беспрецедентно в мировой практике образования. Как не имеет аналогов и Всероссийский конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Его уже третий раз проводит Минпрос России. Каждый год финальные испытания педагогов проходят в новом регионе. На сей раз лучших из лучших принимал Татарстан.

За главный приз конкурса соревновались 122 педагога из 79 регионов России, они представляли 37 языков народов России: русский, татарский, чеченский, башкирский - самые крупные по численности носителей, а также языки малочисленных народов - вепский, корякский, нанайский, ненецкий, нивхский, удэгейский, хантыйский, шорский и другие.

А когда посчитали общий педагогический стаж всех участников конкурса, то он оказался аж 1859 лет!

Как вообще происходят столь необычные соревнования учителей? Рассказываем. Сначала лучшие учителя от каждого региона демонстрируют свой профессионализм жюри и местным коллегам-педагогам, потом проводят вводный урок родного зыка и литературы для школьников, вообще не владеющих этим языком. По итогам голосования определяют 15 полуфиналистов, которые проводят с учениками внеурочные мероприятия. Учителей снова строго оценивают, и только 5 финалистов продолжают борьбу за почетное звание. Они проводят открытые мастер-классы, где раскрывают секреты своих методик обучения.

Давайте знакомиться с великолепной пятеркой 2024 года.       

Мариам Абдуловна ЧОТЧАЕВА

Мариам Абдуловна ЧОТЧАЕВА - учитель родного карачаево-балкарского языка из села Учкекен (Карачаево-Черкессия). 37 лет работает в одной школе и уверяет, что ни разу не пожалела о своем выборе профессии, считает школу «удивительным местом, где создается будущее».

На мастер-классе она решительно развеяла миф о том, что на Северном Кавказе в отличие от мужчин женщины весьма сдержанны в проявлении эмоций. Мариам с такой страстью рассказывала коллегам об интегративных уроках - это когда сразу два учителя разных предметов одновременно занимаются с одним классом дополняя друг друга - что, казалось, вообще забыла о том, что в классе есть еще и жюри, но зато вызвала у всех присутствовавших горячее желание немедленно попробовать такой способ обучения.  

- Я могу взять себе в пару любого учителя, хоть ИЗО, хоть географии и связать его предмет с карачаевским языком так, что детям будет интересно, – с гордостью говорит Мариам.

 

Ирина Дмитриевна ЦЫМБАЛ – учитель родного русского языка из станицы Кавказская (Краснодарский край). Хорошо знает кубанские традиции и с упоением делится ими с учениками. Её уроки похожи на погружение в сказку, где провожатая в ярко красной двойке – характерном для казачек народном костюме – заботливо вводит в мир истории и отважных русских героев. Свой урок она построила вокруг традиции бережного отношения к хлебу на Кубани и особенностей местного русского говора - балачки. А в качестве учебного пособия Ирина привезла из дома настоящий кубанский каравай, который потом дружно съели учителя и ученики. Закрепив таким образом новое знание о том, что в этом регионе нашей большой страны хлеб называют «жито».  

Ирина Дмитриевна ЦЫМБАЛ

Лейла Фаязовна ГАРИФЗЯНОВА – учитель родного татарского языка из Казани (Татарстан). Самая молодая из финалисток, ей 31 год, преподает уже 8 лет. А еще ведет татарский театральный кружок, играет в театре и пишет стихи. И любовь к педагогике у нее семейная:

- Главную роль в выборе профессии учителя сыграла моя бабушка, которая всю свою жизнь посвятила образованию детей. Я всегда хотела быть похожей на бабушку.

Теперь у Лейлы в семье не только она и бабушка педагоги, а еще и свекровь. Говорит, семья во всем ее поддерживает. Девушка большой экспериментатор. В своей работе она максимально использует дидактические и настольные игры, интерактивные технологии и даже приемы театральной педагогики. На свой урок она явилась с настоящим сундучком предложила коллегам-педагогам его открыть. Секрет в том, что к замку надо было подобрать ключ. Так учитель продемонстрировала идею о том, что к каждому ученику надо подобрать свой педагогический ключик, чтобы привить любовь и уважение к родному языку. 

Лейла Фаязовна ГАРИФЗЯНОВА

Ольга Александровна МАЗУРОВА – учитель родного русского языка из Липецка. Ставит перед собой амбициозную задачу – приучить своих учеников замечать детали, искать скрытые смыслы и погружаться в суть. И эта, казалось бы, невыполнимая в эпоху клипового мышления задача, решается ею виртуозно. Чему с изумлением было свидетелем жюри конкурса, когда буквально за 20 минут ученики на основе одной фразы из литературного произведения докопались до глубинного смысла и вышли на дискуссию о важности сохранения исторической памяти – как в каждой семье, так и в стране в целом.  Обычно такие навыки передаются в профессиональных династиях, но у Ольги до нее в роду педагогов не было, а свой выбор профессии она объясняет так:

- Мне  было так хорошо в школе, когда я училась, что решила туда вернуться.  Эта работа для меня бесконечное вдохновение и возможность делать счастливыми своих учеников, открывая для них целый мир. 

Ольга Александровна МАЗУРОВА

Светлана Владимировна РАДАНЖАПОВА – учитель родного бурятского языка в начальных классах из Улан-Удэ (Бурятия). Более четверти века педагогического стажа и в итоге не только собственная методика преподавания, но и учебник бурятского для второклашек, а еще курс по аудированию.  Видео, анимация, аудио, презентации – все идет в ход во время урока Светланы. И только посвященный заметит, что одновременно ребята постигают еще и буддистские традиции, характерные для этого народа России. Да и курс языка не случайно называется созвучно постулатам традиционного учения - «Три драгоценности». Необычным было и домашнее задание – подобрать и сказать «мягкие» (так с бурятского буквально переводится слово «добрые») слова своим дедушкам и бабушкам, обнять их и поприветствовать на родном языке. А попутно, как бы невзначай ребята усвоили, что нехорошо утыкаться в гаджеты во время семейного чаепития.  

Светлана Владимировна РАДАНЖАПОВА

В наш прагматичный век очень важно уметь ответить своим ученикам на вопрос, а зачем вообще знать и сохранять родные языки? Финалисты конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» с легкостью и не сговариваясь отвечают: надо знать тот язык, на котором разговаривает твоя душа! 

Ну а победителем в этом году стала учитель из Бурятии Светлана Раданжапова. На радостях глава региона пригласил конкурс в республику. Поэтому в следующем году лучшие в России учителя родного языка встретятся на Дальнем Востоке – в Улан-Удэ.

Маргарита Лянге, фото «НацАкцент»   

Тэги
Поделитесь статьей