Эвенская свадьба. Как на Камчатке сохраняют традиции малочисленных народов эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Эвенская свадьба. Как на Камчатке сохраняют традиции малочисленных народов фото НацАкцент

Несмотря на стремительный ритм современной жизни люди все чаще обращаются к традициям и обычаям своих предков. Большой интерес стали проявлять и к традиционным свадьбам. Участникам фольклорно-этнографической экспедиции, в числе которых была автор "Национального акцента", удалось попасть на эвенский свадебный обряд, который прошёл в селе Анавгай Быстринского муниципального округа Камчатки летом 2024 года. Свои судьбы по древним обычаям связали Таисия и Василий.

 

Сохранение традиций в "Мэнэдек"

В отрогах Срединного хребта, в середине камчатского полуострова находится Быстринский муниципальный округ – место компактного проживания эвенов. Быстринские эвены облюбовали горные районы центральной Камчатки из-за изобилия лиственницы, считающейся священным деревом предков.

В этом очень красивом месте находится село Анавгай, в двух километрах от которого расположилось реконструированное эвенское стойбище «Мэнэдек». Этот этнографический комплекс под открытым небом занимается   сохранением и возрождением традиций, культуры, быта эвенов и коряков, проживающих в Быстринском округе. Впервые традиционную свадьбу на стойбище «Мэнэдек» отметили в 2001 году: во время праздника «Нургэнэк» Лилия Егоровна Банаканова, руководитель ансамбля «Нургэнэк» и её артисты провели свадебный обряд.  Следом за первой парой, в 2002 году, последовала и вторая.

Первым свадьбам предшествовала титаническая работа: ведь это не театрализованное действие с артистами, а настоящий обряд, соединяющий влюбленную пару.  Сбор материала шёл очень сложно, буквально по крупицам записывали информацию.  Лилии Егоровне пришлось обратиться к старейшинам, к работникам Быстринской библиотеки им. Черканова и в районный этнографический музей. Сейчас проведение свадеб на этностойбище уже стало хорошей традицией: сегодня эвены со всей Камчатки собираются один раз в год на стойбище «Мэнэдек», чтобы встретить новый год по эвенскому календарю в день летнего солнцестояния – праздник под названием "Нургэнэк". И молодые пары, которые хотят создать семью по эвенским традициям, заранее договариваются со специалистами этнокультурного центра «Мэнэдек» о проведении свадебного обряда в этот день.

Молодых предупреждают о важности принятия данного решения и невозможности в дальнейшем развестись, ведь все действия, которые происходят во время обряда, считаются сакральными.  Поэтому, прямо как в ЗАГС, паре  дают время подумать и сообщить о своём решении позже.

 

Не реконструкция, а традиция

Проводят свадебный обряд старейшины села Анавгай, участники ансамблей  «Легенда» и «Нургэнэк». Если родители молодых находятся далеко, то их заменяют жители села. За всем действом следит Лилия Банаканова, которая направляет молодых и участников обряда.

Когда парень сделал свой выбор, то наступает время засылать свата к родителям девушки.

Встреча жениха и свата сопровождается рукопожатием. Сват протягивает обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а жених пожимает их снизу и сверху, при этом его правая ладонь ложится сверху.

Жених обращается к свату и просит быть его представителем. Он говорит о том, что его избранница по имени Таисия из ительменского рода Паруновых из села Сосновка Елизовского района. Сват благодарит за доверие и обещает выполнить просьбу.  Жених вручает ему кисет, доверху набитый табаком.  Это подарок родителям невесты.

Когда сват приходит к юрте невесты,  он берет сухое полено и кладет его в костер. Для сидящих это красноречивее слов означает  цель прихода. Сват здоровается с матерью невесты и только потом с остальными присутствующими в юрте. Хозяйка раскладывает перед ним подстилку из оленьей шкуры и молча приглашает сесть. Не принято было, чтобы гость садился на хвойную подстилку.

Рассказ свата лаконичен. Он интересуется тем, как идут дела, рассказывает о себе, своих сородичах и цели своего приезда. У эвенов считается бестактным засыпать гостя вопросами, также избегали многословия. Все молча ждут, пока договорит гость.

Сват достает кисет с табаком и в первую очередь угощает им мать невесты. Она интересуется, чей это табак. Гость отвечает Василия, сына Гавриила Кихляп, из рода Кыгыляп. Женщина принимает табак и затем передаёт родственникам невесты, чем подтверждает своё согласие на замужество дочери.

Затем мать угощает гостя и всех присутствующих чаем. В это время сват внимательно изучает угол невесты, оценивает её аккуратность, умение шить.

Между сватом и матерью начинается диалог.

Сват: Скоро может погаснуть очаг и тогда его некому будет разжечь. Я нуждаюсь в доме и огне, дайте мне обрезков.

Мать: У нас много обрезков. Который из них?

Сват: Дочь твою сватаю, по имени Таисия. Ты согласна отдать Таисию за Василия из рода Кыгыляп?

Мать: Согласна я.

По традиции, после согласия на замужество дочери разговор заходил о размере калыма. Калым – это цена за невесту, откуп, выкуп, один из видов (наряду с отработкой) компенсации за жену. Размер калыма и порядок его уплаты определялись на переговорах при сватовстве.

 В давние времена калым выплачивался в виде оленей, медных или железных котлов, тканей, звериных шкур, позднее выплатой денег. Величина калыма зависела от имущественного положения семей жениха и невесты.

Часто калым выплачивался полностью, иногда по частям в течение длительного времени. Жениху выплачивать калым помогали сородичи. Иногда свадьбу играли после окончательной выплаты калыма.

Бывало, что зять жил в доме невесты до тех пор, пока не был выплачен калым. Калым или часть его могли быть заменены отработкой.

После разговора о размере калыма сват покидает юрту невесты.

  Старшая женщина из рода невесты мажет оленьей кровью очажные стойки в юрте, поливает вокруг очага и «кормит» огонь кровью. Всё это делается для того, чтобы очаг рода невесты не погас с уходом дочери.

Две женщины около юрты крепят на двух шестах оленьи шкуры и устанавливают их с наклоном в сторону восхода солнца. Считалось, что это жертва Богу Эвки и духам на счастье молодой семьи.

В это время девушки наряжают невесту в красивую одежду, заплетают косы, навешивают бусы. На голову невесты накидывают большой лоскут ровдуги, закрыв лицо. Делается это для того, чтобы девушка не видела свой путь и не запомнила дорогу к родному дому.

В свадебном обряде обязательно участвует шаманка. Она проводит ритуалы, которые не должны допустить «злых духов» в место, где совершается обряд.

Мать невесты, взяв в руки, посох, к которому привязан лоскут из белой ровдуги, означающий чистые и светлые помыслы рода невесты, отправляется  к юрте жениха. Следом идет невеста с подругами, а за ними четыре женщины, подметающие ветками следы, чтобы невеста забыла обратную дорогу.

У юрты будущего мужа невесту встречают родственники жениха. Все вместе кланяются лиственнице, которая для эвенов является священным деревом, так как по поверьям, из лиственницы родились первые олени. После поклона начинается ритуал встречи.

Прибывшие мужчины протягивают обе руки, сложенные ладонями вверх, а встречающие мужчины пожимают их снизу и сверху, при этом их правая ладонь ложится сверху. Женщины повторяют такое же приветствие, но проявляют больше эмоций: прижимаются поочередно обеими щеками друг к другу.

После жених принимает из рук матери невесты украшенный посох с благопожеланиями и передаёт его своей матери.  Девушки снимают с  невесты ровдужное покрывало. Мать жениха подходит к невесте и нюхает её, а затем связывает молодожёнов украшенной верёвкой: теперь они соединены на всю жизнь.

Процессия, состоящая из жениха, невесты, родственников, обходит юрту три раза по направлению движения солнца, а парни, которые выстроились в ряд, при каждом повороте делают выстрелы из луков. Считается, что летящие стрелы оповещают верхний мир о свадебном торжестве.

Обязательным считается момент дарения подарков между новыми родственниками. Подарком может служить любая вещь, это зависит от степени состоятельности семьи.    

Перед тем, как  молодым войти в юрту, девушки из рода жениха расстилают под ноги паре красивую пёструю шкуру, чтобы семейная жизнь молодых была красивой.

В юрте молодожёны обходят очаг три раза по ходу солнца и садятся на почётное место. К невесте подходит мать жениха и распускает две её косы, потом заплетает их в одну и повязывает платок: теперь девушка стала замужней женщиной.

Затем молодая жена на подносе подает гостям угощения, а они в знак пожелания счастья молодожёнам бросают маленькие кусочки еды в огонь. В это время мать невесты раздает сладости собравшимся ребятишкам.  

После трапезы все гости принимают участие во всеобщей заключительной потасовке, где запрещается применение любого вида оружия.  Команда молодого мужа должна перетащить на свою сторону как можно больше друзей и родственников молодой жены. Отказаться невежливо: неучастие в потасовке –  признак того, что участник торжества чем-то недоволен.

На этом свадебный обряд закончился.  Но расходиться гости не спешат: участники праздника «Нургэнэк» ждут самого важного обряда - встречи нового года по эвенскому календарю. Всем хочется пройти через ритуальные костры и очистится от всего плохого, приобрести силу и чистые помыслы, завязать цветные ленточки на гилбэр (верёвку), натянутую между лиственницами, и загадать заветные желания. По представлениям эвенов, эти две лиственницы и гилбэр символизируют небесные ворота, которые открываются только в дни летнего солнцестояния.

Наши молодожёны Василий и Таисия  ждали таинственные обряды вместе со всеми.  В такой значимый для них день они соприкоснулись с древними традициями и обычаями эвенов. Этот народ когда-то очень давно пришёл на камчатскую землю, укоренился здесь и по сей день сохраняет свою культуру.

Тэги
Поделитесь статьей