28 ноября в пространстве культовой московской площадки Известия Hall состоялся большой четырехчасовой фестиваль актуальной современной этники «Звук Евразии».
"Звук Евразии" идет второй год и не имеет аналогов в России. Дело в том, что это не только организованные выступления молодых этнических и фолк коллективов и исполнителей, это настоящая школа по продвижению и популяризации данного стиля музыки. Участники тщательным образом отбирались экспертным советов из присланных заявок со всех регионов России.
В жюри вошли мэтр российского и советского джаза Игорь Бутман, исследователь и исполнитель русского фольклора, председатель Российского фольклорного союза Сергей Старостин, исполнительница этнической музыки и мастер горлового пения Олена Уутай, руководитель кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия» Елена Тюрина, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Владимир Бурлаков и другие уважаемые и авторитетные представители музыкальной сферы и журналистики.
Финалисты проекта были приглашены в Москву, где прошли обучающий недельный интенсив, включавший основы продвижения творчества, тонкости работы над звучанием, историю фольклора и много других полезных занятий.
Проект «Звук Евразии» - это помощь лучшим из лучших в их "упаковке" как профессиональных артистов – промо-видео, аудиозаписи песен, фотосессии, пресс-релизы и презентации – это лишь малая толика, которой стали обладать артисты по завершении проекта. И, конечно же, гастроли. В этом сезоне финалистов проекта тепло встречали Йошкар-Ола, Уфа и Санкт-Петербург.
Больше всего, как всегда, повезло москвичам – помимо грандиозного шоу в парке Музеон, им предлагалось посетить камерные клубные концерты, в каждом из которых два отделения разделили между собой финалисты прошлого и нынешнего сезона. И вот он – итоговый концерт 28 ноября.
В зале при полном аншлаге на сцену не без волнения выходили участники, а поддержать их со своими небольшими сетами пришли наставники – Сергей Старостин, Олена Уутай, и специальный гость программы – мультиинструменталист, популяризатор рамочной перкуссии Андрей Танзю.
О каждом финалисте проекта стоит сказать несколько слов отдельно.
Группа TUARI из Карелии фактически свое рождение получила на проекте. Ведь изначально это был сольный проект певицы Дарьи Тойвонен, которая своей миссией выбрала сохранение карельской песенной и музыкальной культуры и донесения ее до массового слушателя. Уже после подачи заявки к ней присоединились единомышленники и проект формировался на глазах наставников и под их чутким руководством. В итоге получилась потрясающе красивая северная сказка.
Ульяна Карлова, она же Ула, попала в проект по результатам народного голосования – исполнительницу дружно поддержал ее родной Сахалин. Ула – участница популярных проектов «Нефть» и «Пётр Валентинович», но давно задумывалась о сольной карьере и «Звук Евразии» помог ей в этом реализоваться. Актуальность русскому фольклору в исполнении Улы помог придать ее коллега по сцене Даня Воронков - композитор, автор-исполнитель, адепт 8-битной музыки, музыкант, который успешно занимается интеграцией традиционной балалайки во все жанры музыки. Союз двух харизматичных исполнителей вылился в сценический дуэт с прекрасными перспективами покорения публики.
Ансамбль виртуозов горлового пения АлтайКай из Республики Алтай часто свое творчество посвящает природе родного края и даже за это отмечен специальными эко-наградами. В арсенале коллектива с десяток выпущенных альбомов, им аплодировали во многих странах мира, а вот в родной стране далеко не каждый знает об их творчестве. А ведь это на грани высокого искусства – то, как они владеют всеми техниками горлового пения и то, как эти прекрасные кайчи рассказывают свои истории, обрамляя их игрой на хомусе и топшууре. Дело было за малым – придать записям коллектива звучание в унисон современности и показать их творчество как можно большей аудитории, с чем проект «Звук Евразии» прекрасно справился. Кстати, АлтайКай – лидеры проекта по количеству желающих с ними записать коллаборационный трек.
Семейный и творческий дуэт Валентины и Степана Нестеровых преобразовался из более расширенного состава - группы Сокол – незадолго до их прихода в проект «Звук Евразии». Изначально это была более аутентичная форма подачи материала, но Нестеровы, имея уже вполне большую аудиторию (на стриминговых сервисах количество их слушателей уже измеряется несколькими десятками тысяч), решили пойти дальше, привнести драм-н-бейсовые ноты и осовременить аранжировки старинных русских и казачьих песен, и показать, что тексты и мелодии намного актуальнее той музыки, что звучит из наших плееров, радио и теле приемников. За что заслуженно сорвали овации зала.
Непостижимая волшебница, импровизатор от этники, автор проекта ShooDJa-ChooDJa, певица Наталия Дзыга, хоть и проживает в Подмосковье, но представляет культуру удмуртов и бесермян. Наталия – участница телепроектов на федеральных каналах, причем не только в качестве конкурсанта, но и в роли эксперта. Ни одно из ее выступлений не повторяется. Потому что бесермянский крезь – песня-настроение, песня-эмоция, песня-состояние. И это так прекрасно, что Наталия всегда влюблена в свою музыку и коллег по цеху.
Marat Taturas – собиратель духовых инструментов разных народов нашей страны, композитор, аранжировщик, диджей, музыкант, - представлял в проекте Республику Башкортостан. Необходимо отметить, что творчество Марата не ограничивается башкирскими мелодиями, он синтезирует культуры разных народов, превращая каждую свою композицию в гимн дружбы и единства многонациональной страны. Обладает потрясающим чувством ритма и огромным количеством идей, подчас безумных, но вполне реализуемых. На проекте проявил себя не только как талантливый электронщик, но и организатор этнических джем-сейшенов.
Загадочная AINA из Красноярска – сказительница эвенкийских легенд и эпосов, переложенных в песни - красивые и наполненные звуками природы, свой стиль определяет как этно-поп. Но удивительное свойство этих композиций – их способность трансформироваться в любой другой стиль музыки. Стратегии производства музыкального материала коллектива не только в популяризации эвенкийской культуры, но и в гибкости – от этого AINA может выступать в самых разных составах и экспериментировать. Кстати, не каждый слушатель сразу замечает, что песни написаны коллективом на двух языках – русском и эвенкийском, и в этом тоже их особая прелесть.
Коллектив Uzoritsa из Уфы стал известен широкому слушателю благодаря участию в популярном музыкальном телепроекте на федеральном канале. Максим Фадеев высоко оценил творчество группы и признался, что он не знает как с ними работать в рамках телепроекта. Оно и понятно – их аранжировки русских песен настолько свежи в звучании и созвучны нашему времени, что сложно придумать какие-то идеи еще.
Синтез фольклора, хип-хопа, электроники, многоголосья в сочетании с креативными образами – казалось бы, что может им еще предложить проект «Звук Евразии»? Но ведь одна из главных задач проекта – продвигать современную этнику и доносить ее до максимально большой аудитории. С чем проект успешно и справляется.
Второй сезон подошел к завершению. Зрители покидали зал, воодушевленные и заряженные финалистами и наставниками. За образовательную часть концерта отвечали ведущие – блогер-миллионник, автор и вдохновитель проекта «Звук Евразии» Маргарита Лянге, весь вечер оперировавшая фактами из жизни народов России и меняя головные уборы в соответствии с темой того или иного выступления, и основатель и руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андрей Котов.
За модную часть фестиваля отвечали российский дизайнер, критик моды, продюсер Рафа Сардарова и театра костюма и пластики "КАЛМГОСФИЛАРМОНИИ" под руководством Татьяны Миловановой. Каждый из коллективов приготовил дефиле. Современная этника набирает популярность. И во многом благодаря фестивалю «Звук Евразии». А это значит – продолжение следует.
Проект "Звук Евразии" реализован Гильдией межэтнической журналистики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Фото Алексея Молчановского.
Тэги