С 5 февраля начинается прием заявок от этномузыкантов, желающих принять участие во Всероссийском музыкальном проекте "Звук Евразии". В преддверии нового сезона, "Национальный акцент" поговорил с одним из членов экспертного совета проекта, менеджером Олены Уутай и музыкальным продюсером Дмитрием Зайцевым о перспективах жанра "современная этника", стратегии продвижения артистов и рецептах успеха.
- Как вам кажется: этника сейчас востребована?
- Музыкой я занимаюсь достаточно достаточно давно, не готов даже сходу сказать сколько, профессионально звукозаписью - более 10 лет. Что самое интересное до того, как стал заниматься звукозаписью, и не подозревал насколько много у нас артистов, которые играют этническую музыку: в обычной жизни мне почему-то эти люди не попадались. Возможно, в те годы они в основном выступали на каких-то мероприятиях, которые я не посещал, но в широком информационном поле качественной этники точно не было. А вот когда стал заниматься звукозаписью, у меня вызвало удивление, насколько народная музыка любима и популярна в среде музыкантов, причем всякая народная музыка: и казачьи песни, и цыганские, и балканские, и армянские, и азербайджанские, – множество направлений. Последние годы замечаю, что возникают новые имена, становятся заметными коллективы, которые появились несколько лет назад. В общем, на мой взгляд, этническая музыка активно развивается.
- Насколько на процесс влияют такие проекты как "Звук Евразии"?
- "Звук Евразии" – удивительный проект. Как менеджер фолк-артиста я в основном сталкивался с позицией "Приезжайте, пожалуйста, на наш фестиваль, сами себе что-нибудь заплатите и сами купите билет, а мы вас с удовольствием ждём".
"Звук Евразии" относится к артистам совершенно иначе и предлагает гораздо больше: покупают билеты для целых коллективов из самых далеких уголков нашей большой страны, берут музыкантов под крыло, организовывают для них концерты. Для меня это удивительно и радостно, потому что в принципе я с таким отношением фестивалей и конкурсов практически не встречался, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Так сложилось, что артистов, занимающихся народной музыкой, поддерживать не стремятся: скорее, наоборот, ребята готовы сами платить, чтобы их послушали. С одной стороны, самостоятельное развитие – это хорошо, тем более, что качество не всегда высокое, но с другой, артистам важна поддержка, поскольку они занимаются полезным делом и для общества, и для страны, и для своего народа. Если артисту не платить за выступления, как он будет жить? Соответственно, чем лучше он выступает и чем лучше у него материал, тем больше он должен зарабатывать.
- Складывается ощущение, что почему-то не принято платить именно артистам, которые играют этнику. Популярные и классические музыканты вполне себе неплохо зарабатывают...
- Я предположу, что так сложилось со времен Советского Союза, когда в принципе этномузыка поддерживалась, но поддерживалась на уровне кружков в Домах культуры: выделялось помещение, куда люди могли прийти не платя за аренду помещения, предоставлялись инструменты... То есть поддерживалась именно самодеятельность, в свободное от основной работы время. Плюс, конечно, были профессиональные артисты, работающие в филармонии и выезжающие на регулярные мероприятия в район.
Сейчас мы имеем дело с последствиями такого подхода: люди привыкли, что артисты и так получают зарплату, и, наверное, если у них нет своих денег, чтобы приехать, то их должна отправить филармония на деньги, которые она получает от государства. Но в реальной жизни все уже давно не так.
- Некоторые наши этноартисты были достаточно успешны за рубежом: помогала мода на экзотику и непостижимую русскую душу. При этом, в России о них никто не знал. Олена Уутай тоже раньше чаще выступала за границей, чем в нашей стране. Сейчас вы собираете в России огромные залы. Как вам это удалось?
- Нам "помог" ковид: закрылись границы и появилось свободное время, для того, чтобы выступать в России. Кстати, думать, что за рубежом наши артисты много зарабатывали, – заблуждение. Там ситуация та же самая: никто артисту, играющему народную музыку, особо платить не хочет. Там готовы составить напряженный график, выдать 100 евро за концерт, и не более того. Знаю много таких примеров: люди приезжали, работали сутками без перерыва и получали копейки. Но тебя вроде как любят, люди приходят, билеты на такие мероприятия обычно не очень дорогие, аплодируют, восхищаются, – все признаки успеха есть. А артисты на успех падки.
Но надо помнить, что никто не готов вкладывать деньги и ресурсы просто так. Значит, артист должен заниматься этим сам. Нужна реклама, продуманная логистика, работа с медиапространством. На первом этапе это не такие уж космические деньги. Этим просто нужно заниматься. И уже через несколько лет все вложения окупятся. У нас именно так и получилось. Но самим артистам думать вперед и просчитывать стратегию сложно. Возможно, стоит задуматься о специальной подготовке менеджеров, которые занимаются организацией концертов, потому что те организаторы, которые работают сейчас в различных городах, находятся либо на уровне продажи билетов через мессенджеры для маленьких чайных и ретрит-центров, либо, если берутся за большие залы, предпочитают работать с уже раскрученными именами.
- Популярные исполнители как-то выходят из этого порочного круга, эта проблема есть только у этномузыкантов?
- В популярную музыку чаще вкладывают деньги, так как она традиционно более востребована у широких масс. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить количество прослушиваний у плейлистов разных жанров на Яндекс-Музыке. Народная музыка по сути своей менее доступная, менее медийная и менее радийная. Но ситуация меняется: многие этноартисты за последние годы начали ездить по соседним регионам с концертами, они уже играют не в чайных и каких-то маленьких залах, а на больших площадках. Развитие идёт и это закономерный результат того, что люди работают: сначала выступаешь у себя в городе, потом – у соседей, затем – приезжаешь в Москву.
- Что бы вы посоветовали начинающим артистам, которые будут участвовать в новом сезоне "Звука Евразии"?
- Я бы посоветовал лучше готовиться к отборочному туру. Проведите небольшую фокус-группу, поставьте записи своих песен друзьям и знакомым, чтобы они помогли выбрать самые интересные. Если записи совсем плохого качества, сделайте специальные, благо телефоны с камерами есть у всех. Второй совет – будьте смелее и верьте в себя, это всегда отражается на исполнении и влияет на впечатление жюри.
Фото предоставлено Дмитрием Зайцевым.