Как подарить людям сказку? эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 6)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Как подарить людям сказку? фото Ю.Бобковой, НацАкцент

"Чир Чайаан" (Дух земли) – один из самых зрелищных театральных фестивалей Хакасии, Сибири, России, да, пожалуй, и мира. О том, как вот уже больше двадцати лет организаторам несмотря на любые внешние и внутренние обстоятельства удается дарить большим и маленьким любителям этнических и кукольных театров сказку и чудо, "НацАкцент" поговорил с исполнительным директором фестиваля, директором Хакасского национального театра кукол "Сказка" Игорем Окольниковым.

- В 2021 году многие фестивали делали перерыв из-за пандемии. "Чир Чайаан" ограничений не испугался. Летом 2023 года театр "Сказка", в котором обычно проходят спектакли "Чир Чайаана", на ремонте и фестиваль вышел на улицы. Вас вообще может что-то остановить?
- Мы действительно не делали перерыв во время пандемии. Фестиваль провели, как и положено, раз в два года. Да, конечно, было непросто: были сложности с приглашением артистов из других стран, были ограничения, масочный режим. Но отработали и праздник удался. В этом году ремонт "Сказки" сподвиг нас на изменение формата: фестивальные спектакли этим летом показывали в парке, на открытых площадках. Все это мы делаем, чтобы не пропускать сезон. Один раз было, что из-за обстоятельств мы были вынуждены отказаться от проведения фестиваля, провели раз в три года. И убедились, что все-таки такого масштаба фестиваль должен проходить именно раз в два года. Во-первых, – оптимально в смысле бюджета. Во-вторых, – народ должен соскучиться, но не должен забыть нас.


- Формат "театр на площадях" вам понравился?
- Конечно, это совсем другой формат. Хорош он в первую очередь тем, что гораздо большее количество людей смогли посмотреть фестивальные спектакли. Ведь наш фестиваль – для детей и их родителей. Раньше попасть на представления могли только те, кто успел купить билеты, в этом году – все желающие. Но и организационных сложностей у такого формата оказалось немало: например, площадкой для фестиваля стал именно Парк культуры и отдыха Абакана, потому что там можно было поставить "правильные" ограждения и "правильные" металлодетекторы. Рассматривали разные варианты. Парк – стал третьим и окончательным. Получилось очень удобно – все три сцены в одном месте, не нужно никуда ходить между спектаклями, просто развернулся в другую сторону и ты уже на другом спектакле.


- Отбор постановок для фестиваля – отдельная огромная работа. Как удается столько лет "держать" зрителя?
- Театр кукол – это такое многообразие, что удивлять можно бесконечно. Люди думают, а что тут сложного: взял куклу, потряс ее и готово. Но надо долго учиться, минимум 5 лет, чтобы уметь работать с куклами. Например, на одной планшетной кукле работают два, три, а иногда и четыре человека. Если включить свет, мы увидим груду слипшихся тел: один человек отвечает за ножки, второй за ручки, третий – голову поворачивает. И все синхронно! Свои приемы есть у перчаточной куклы. Хорошая физическая подготовка нужна, когда встаешь на ходули. Моя задача при выборе спектаклей – в первую очередь удивить зрителя. Если получилось "ах" и никто во время спектакля не вставляет спички в глаза, значит мы попали.


- Как в этом году было со сбором участников из других стран?
- Сложно было! Мы приглашали театры из дружественных стран, но не только. Ведь баталии – явление политическое, а культура – вне политики. Нам сближаться и дружить нужно, а никак не враждовать. Культура – очень действенное оружие. Посредством искусства театра кукол, да и вообще любого искусства, очень многое можно заложить на подкорку. Когда человек духовно богат, с ним проще договориться.

Спектакль "Навруз" Государственного республиканского театра кукол, Таджикистан
- У фестиваля две части – первая – театральная, проходит в Абакане, вторая – экологическая – на природе. Так было всегда?
- Да, но экологическая часть все время проводится в разных местах. Хакасия очень красивая и очень разная. Нам есть, что показать нашим коллегам из других регионов и стран! Во второй части фестиваля работа продолжается: проходят мастер-классы, спектакли, моноспектакли. Но к работе добавляется еще отдых, радость и общение с природой. Кстати, после каждого "Чир Чайаана" обязательно кто-то женится.


- Важная часть фестиваля – выездной показ спектакля в разных районах республики. Как решаете, кто именно куда поедет?
- Конечно, всегда есть сомнения, кого и куда отправить, но обычно как-то угадываем настроения. В село Аскиз, например, в этом году ездил таджикский театр со спектаклем "Навруз". Люди получили радость, сами артисты получили удовольствие огромное. Счастливы все! На одном из фестивалей привезли в Таштып итальянку, очень сильную кукольницу, которая работает ногами. На специальном помосте уникальная кукольница из Рима ложится на спину, вытягивает ноги, одевает на ноги нос, бабочку, галстук и вот это уже человек. Вторая нога – другой человек. И между ними начинают возникать взаимоотношения. Работают ноги, но зритель видит ярко выраженных персонажей. Это фантастика просто! Такого бы никто в Таштыпе никогда не увидел, если бы не фестиваль.


- Как сами определяете миссию "Чир Чайаана"?
Наша главная цель – духовное и нравственное воспитание человека. Семена непременно прорастут!

Тэги
Поделитесь статьей