"Вороний день" — один из самых значимых праздников года у ханты и манси. В этот день представители этих коренных малочисленных народов России по традиции встречают весну, предвестником которой согласно поверию считается серая ворона.
Хантыйское название праздника — "Вурна хатл", мансийское — "Уринэква хотал". Отмечали День вороны весной с началом светлых ночей, в первое новолуние после прилета ворон, вернувшихся из теплых краев. Со временем празднование приурочили к православному Благовещению, которое приходится на 7 апреля. Отмечают "Вороний день" в основном в районах Югры, где проживают ханты и манси.
По воззрениям обских угров, к которым относятся ханты и манси, вороны приносят в их края весну: прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркать, как бы пробуждая природу. У обоих народов праздник считался женским и его символика во многом была посвящена именно женской сфере деятельности: материнству, семейному благополучию, любви. Ворона почиталась как покровительница женщин и детей. К празднику для птиц насыпали кучки из собранного за зиму содержимого детских колыбелей: таловой стружки и оленьей шерсти. Сидя на этих кучках прилетевшие с юга вороны отогревали замерзшие лапки.
У хантов женщины в праздничные дни собирались в особых священных местах, где проводили церемонию угощения духов. У манси этот обряд проходил в первый день праздника, и в нем участвовали только женщины нефертильного возраста: женщины в период менопаузы и девочки, не достигшие половой зрелости. Второй день считался семейным и проходил дома с участием всех женщин и детей одной семьи. Третий был женским и девичьим, когда в празднике участвовали все женщины и девушки поселения или рода. Четвертый день праздника у манси был общественным — в нем принимали участие уже все члены поселения или рода.
У хантов главной праздничной церемонией было жертвоприношение богам и духам. В жертву могли принести лошадь, оленя, быка, барана или петуха. Обряд совершали на священном месте, куда допускались только мужчины. Там разводили костер, открывали священные лабазы с изображениями духов-покровителей, повязывали на ветви деревьев отрезки ткани, бросали в воду монеты.
Также божествам в праздничные дни предназначались угощения и подарки: еда, одежда, ткани, пушнина, деньги, металлические изделия, особенно серебряные. У божеств просили даровать удачу в промыслах, изобилие и здоровье. Часто в дар тотемному животному на окраине поселения ставили стол с жертвоприношением — горячим чаем, от которого шел пар. В некоторых случаях также поминали души умерших предков.
Для детей взрослые с вечера готовили гнезда из соломы и в них клали шарики из снега или конского навоза. Гнёзда прятали, утром дети отправляли их искать. В наше время в них прячут киндер-сюрпризы, а от многодневного праздника остался только один общественный день, в котором принимают участие все желающие.
С 90-х годов "Вороний день" регулярно отмечают в населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа. Причем со временем из сугубо этнического он превратился в общегородской и приобрел постоянную дату — теперь его устраивают во вторую субботу апреля.
Праздник проводят на открытой местности: на поляне или на берегу реки. В программе обычно ряженье, игры, музыка, танцы, фольклорные постановки на основе легенд и сказок ханты и манси. Обязательны и спортивные состязания: гонки на оленьих нартах, борьба, перетягивание каната, метание топора, прыжки через нарты и бег в мешках.
Справка:
Ханты — коренной малочисленный народ РФ. По данным переписи населения 2021года, в России живет 31 467 хантов. В основном представители этого народа расселялись по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском автономном округе. Часть хантов живет также в Ямало-Ненецком автономном округе и Александровском и Каргасокском районах Томской области.
Манси — коренной малочисленный народ РФ. По данным переписи населения 2021 года, в России 12 228 представителей этого народа. В основном они проживают в Ханты-Мансийском автономном округе и Свердловской области.
Оба народа известны под общим названием "обские угры".
Тэги