Мужчина и волк. Что общего может быть у этих двух столь непохожих млекопитающих? В представлении некоторых народов нашей страны – очень много! И изображение полулежащего волка с поднятой головой совершенно не случайно появилось в 90-е годы на гербе непризнанной Чеченской Республики Ичкерия.
На современных чеченских сайтах пишут, что вообще-то древнеримские знаменосцы переняли моду носить волчьи головы на шлемах после знакомства с нахами – предкам вайнахов. Насколько это соответствует действительности, пусть разбираются историки, но трепетное отношение к волку у большинства народов Кавказа – очевидно. Он - самый уважаемый горцами зверь.
Дело в том, что олицетворяющие силу лев или орел, сражаются с более слабыми. А вот волк всегда идет на более сильного, чем он сам. Недостаток силы он компенсирует отвагой, дерзостью и ловкостью. Ночью волк бродит вокруг стада или рядом с аулом, презирая угрозу смерти. Попадая в беду, этот зверь умирает молча, не выказывая ни страха, ни боли. С древних времен и по сей день в представлениях горцев эти качества характера обозначают героя и достойны подражания.
"Короткоухий ты волк, волчий у тебя нрав" - такие ласковые слова горской девушки показывают высшую степень признания юноши и восхищения им.
Образ настоящего мужчины воина настолько ассоциируется с образом волка, что это отразилось даже в пословице: "Волчица щенится в ту ночь, когда мать рожает чеченца". О мужчине, максимально проявляющем свои качества, чеченцы и ингуши говорят: "Он – геройский сильный волк". Соответственно и внешне идеальный мужчина должен быть как "поджарый волк". Стоит ли удивляться, что мужская группа или военный отряд всегда сравниваются у этих народов с волчьей стаей?
Одно из чеченских поверий гласит, что когда наступит конец света, подует сильный ветер. Разрушатся горы, погибнут люди и животные. Лишь волк останется жив. Он смело повернется навстречу ветру. Ураган сорвет с волка шкуру и станет ясно, что это богатырь, который был в волчьей шкуре и не понимал кто он на самом деле.
Магические свойства имеют и части тела волка. Чтобы ребенок рос отважным ему давали съесть вареное сердце волка или печень. У хевсуров долгожданного мальчика-первенца нарекали "Мгелиа" (волк). Считалось, что злые духи не могут причинить вреда человеку с таким сильным именем.
Когда у даргинцев рождался сын, то все приходившие по этому поводу в гости желали новорожденному стать волком или быть на него похожим. В речевых оборотах этого народа полно волчьих параллелей: "мужчина-волк", "вышел, словно волк", "он такой джигит отборный, что может огонь из волчьего глаза достать".
Мир волков и мир людей порой может переплестись весьма причудливым образом. Цезы полагают, что женщине опасно появляться одной вне селения еще и потому что там она может невзначай встретить волка-одиночку, который, если возжелает, то заставит ее стать своей женой. Аналогичная история грозит и мужчинам при встрече с одинокой волчицей.
У осетин родоначальника эпических героев нартов зовут Уархага (волк), а имя нарта Уахта-нага переводится как "имеющий волчье тело". Согласно этому же эпосу нарта Сослана закалили в молоке волчицы и поэтому тело его было неуязвимо. У мегрелов героя эпоса зовут Гериа, а "гери" - это волк или волчонок.
Словом, волк – весьма уважаемый зверь в представлении не только тюркских народов нашей страны, но и народов Кавказа. Причем, качества характера, почитаемые в волке, многое могут сказать о системе ценностей тех, кто его почитает.
Марина Долгих
Тэги