Пояс в культуре этноса: паспорт, оберег, саквояж и портал в иные миры эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 3)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Пояс в культуре этноса: паспорт, оберег, саквояж и портал в иные миры фото О.Миронович, НацАкцент

В Приказной палате Псковского кремля открылась выставка «Пояс в культуре этноса» из собрания Российского этнографического музея, который ещё называют «этнографическим Эрмитажем». Благодаря его сотрудничеству с Псково-Изборским музеем-заповедником в Псков приехали 177 аутентичных поясов народов Российской империи и Советского Союза, изготовленные в XIX и XX веках, а также элементы традиционного костюма тех народов, с которыми жители России и СССР активно взаимодействовали.

Это поясные украшения разного предназначения, техники изготовления и символического смысла. Среди них есть и мешочек-«лакомник», который русская девушка прикрепляла к поясу, отправляясь на гуляния, чтобы было куда положить подаренный суженым пряник, и пояс бурятского чиновника с гравированными металлическими бляхами, по которым можно прочесть, какое место этот человек занимал в административной иерархии, и пояс сибирского шамана с зеркалом для путешествий в мир духов.

По словам куратора выставки, кандидата исторических наук, научного сотрудника Российского этнографического музея Ольги Старостиной, по этим поясам сразу видно, в каких ремёслах больше всего преуспел тот или иной народ и какими промыслами их носители занимались.

Например, традиционные пояса восточных славян рассказывают, что эти народы достигли совершенства в искусстве ткачества, пояса жителей Средней Азии свидетельствуют, что тамошние мастерицы всегда славились вышивкой по шёлку, а например, пояса селькупов поражают филигранной техникой бисероплетения. У одних народов пояса сделаны из кожи оленя или лося, а у других – из нерпы.

Кавказские пояса

Эстонцы, финны, ижоры, саамы и водь ткали свои пояса вручную, на бёрдо или деревянной вилочке из льняных и шерстяных нитей, а кавказские златокузнецы чеканили из серебра.

Бурятский пояс 

Ольга Старостина также подчеркнула, что у многих народов различия между женским и мужским поясом говорят о том, как люди понимали предназначение мужчины и женщин, а также о том, как было организовано гендерное разделение труда.

Мужчина – это воин, скотовод, охотник или земледелец. Значит, у него на поясе много подвесок: не только ножи в ножнах для разделки туши и защиты от врага, а, допустим, огниво, сумочка с трутом и кремнем, пороховница, мерка для пороха, крюк для развязывания узлов, трубка, табак, протычка для чистки трубки, топорик.

Восточный мужчина, кроме всех этих необходимых для войны и работы предметов и, конечно же, кошелька мог носить на поясе мешочек для чая или сумочку для гребня, которым он расчёсывал свою бороду. Как на этом таджикском поясе конца XIX века с подвесными сумочками, который называется «камар-банд»:

Поскольку мужчина в традиционной культуре – это добытчик, то он подолгу находится на свежем воздухе, а значит, пояс должен защищать его от холода. Мужские пояса нередко изготавливались из твёрдой кожи и облегали туловище как панцирь, оберегая тело и от ранений в бою, и от травм во время тяжёлой работы.

Ну а главное предназначение женщины заключается в том, что она мать. И поэтому женские традиционные пояса чаще всего изготавливались из мягких тканей, чтобы не давить на живот беременной. В отличие от мужских, многие женские пояса богато украшены цветочными орнаментами, «потому что цветок – это символ возрождения природы и воли к жизни».

Женский пояс должен не просто оберегать лоно хозяйки и спереди, и сзади, а обязан отгонять от неё злых духов. Поэтому удивительный архаичный натазник мордовской женщины, его называют «пулакш», и звенит, и гремит при ходьбе благодаря многочисленным подвескам из ракушек, стекла и меди. 

Традиционные русские, украинские и белорусские пояса неслучайно очень похожи и по орнаментальным сюжетам, и по своей графичности, объясняет Ольга Старостина. Сами эти пояса – исторический документ, подтверждающий, что три наших народа имеют один общий корень.

Пояса народов Балтии также имеют много схожего со славянскими, поскольку те же псковичи всегда жили в тесном взаимодействии с латышами, литовцами, эстонцами и сето, а саамы (лопари) – с поморами. Разумеется, они активно перенимали идеи друг у друга узоры и технику изготовления, но в то же время сохраняли самобытность своих национальных культур.

В частности, можно заметить, что русские повседневные мужские пояса в отличие от женских были узкими, а также отличались от женских по цвету и орнаменту. А женские и мужские пояса прибалтов, как правило, одинаковой ширины, одного цвета и орнаментации.

Пояса латышей и литовцев также отличаются от русских поясов необычайной длиной, которая иногда доходила до четырёх метров: таким поясом можно обмотать талию несколько раз.

Среднеазиатские мужчины вообще носили по несколько поясов одновременно: ведь чем больше украшений на талии – тем выше статус человека.

А ещё интересно, что у восточных мужчин поясом могла служить чалма. Оказывается, её не только наматывали на голову поверх тюбетейки. Вдали от дома чалма могла заменить скатерть, а если её хозяин умирал, становилась его саваном.

Ну а средненизовые чуваши называют «чалмой» поясное украшение в виде вышитого платка с подвесками из бисера:

 

На выставке в Пскове также можно увидеть пояса народов Крыма и, конкретно, крымских татар: скромные повседневные и роскошные свадебные (учкуры), которые подтыкали под обычный пояс для красоты.

Грузию представляет узнаваемый длинный женский пояс в виде чёрного позумента с золотным шитьём, на армянском женском поясе можно прочесть вышитые пожелания.

Архаичные женские пояса народов Поволжья отличаются обилием раковин каури, которые символизируют плодовитость.

Самые ценные экспонаты выставки находятся в витрине, посвящённой народам Сибири. Это шаманский пояс и женский погребальный пояс. На шаманском поясе есть зеркало, с помощью которого душа может перенестись в иной мир, и много подвесок, которые своим позвякиванием во время камлания должны были вводить людей в транс.

По центру выставки её организаторы выложили «солнышко» из поясов разных народов, чтобы продемонстрировать не только разнообразие национальных традиций, но и их единство. А ещё Ольга Старостина подчеркнула, что многообразие – это залог живучести нашей культуры, потому что она развивается через взаимообогащение народов.

Выставка в Пскове продлится до 22 июня и, как надеются сотрудники Псково-Изборского музея-заповедника, заинтересует не только туристов, любителей истории и этнографии, но также студентов творческих учебных заведений, дизайнеров и народных мастеров, которые смогут почерпнуть на ней много идей.

Ольга Миронович, фото автора

Тэги
Поделитесь статьей