Ямальский волок на байдарке эксклюзив

Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 3)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Ямальский волок на байдарке фото М.Титовой, НацАкцент

Год назад я написала небольшое эссе о Сеяхе – самом северном населённом пункте Ямала. Во время работы над текстом я написала себе в блокнот в качестве поскриптума: "Байдарочную экспедицию по Ямальскому волоку ХОЧУ осуществить, ЖЕЛАЮ, чтобы это произошло в следующем году и НАДЕЮСЬ, что так и будет"…

Этап первый. Сбор информации

Ямальский волок – это часть Мангазейского морского пути, действовавшего с конца XV по начало XVII века и закрытого царским указом в 1619 году, чтобы иностранные корабли не могли проникнуть в богатые ресурсами восточные земли. Эта арктическая водная магистраль вела из Архангельска в сибирский город Мангазея, именуемый когда-то "златом кипящей царской вотчиной".

"Злато" – это пушнина, Мангазея – ныне не существующий заполярный населённый пункт, а волок – водораздел между двумя речными системами, участок суши, по которому волочили торговые и промышленные суда. Если описать Ямальский волоковой путь современными топонимами, он будет выглядеть так: Карское море – река Сеяха Мутная – Нёйтинские озёра (в переводе с ненецкого языка – Налимьи) – сухой волок – озеро Ямбуто (Длинное) – река Сеяха Зелёная – выход в Обскую губу. При взгляде на карту кажется, что всё просто.

Побережье

Но противоречивая информация, полученная от местных – кочующих оленеводов и оседлых жителей села Сеяха, – свидетельствовала: все будет не так легко, как кажется.

Итак, накануне экспедиции я узнала, что:

- "В июле вас унесут в тундру комары, а в августе заживо съедят мошки, поэтому отправляйтесь в путешествие в самом начале лета" VS "Июнь? Ни в коем случае! На центральных озёрах ещё будет держаться лёд!".

- "Течение настолько быстрое, что вы не сможете идти по реке без мотора!" VS "Лихо размахивая двумя байдарочными вёслами, вы дней за пять-семь до волока долетите"/

- "Палатку можно где угодно поставить" VS "Берега песчаные, часто – глиняные, иногда – обрывистые, почти везде – с густым кустарником… Вы где там жить-то собираетесь?"…

В результате в голове прочно засела мысль: какую-то сомнительную авантюру мы придумали.

Переживания развеял Николай Егорович Смородин, путешественник-байдарочник из сибирского села Лемпино, преодолевший на вёслах в одиночку не одну тысячу километров. Ямальский волок он тоже прошёл самостоятельно и всего за 18 суток. Зато каких! Пару раз тащил байдарку "корабликом": когда выгребать против сильного встречного ветра становилось невозможно, сам шёл по берегу, а свой транспорт тянул по воде с помощью верёвки. Остерегался идти через центр озёр: сильная, частая и крутая волна то и дело норовила перевернуть байдарку. Ночевал в уютной палатке, добротных балках и гостеприимных ненецких чумах. Творил молитвы, пел песни и созерцал природу. А ещё на месте самого волока поставил крест, сделанный здесь же из валявшейся под ногами толстой проволоки. Этот знак до сих пор стережёт озёрный водораздел, возвышаясь над обрывистым берегом первого Нёйтинского озера.

Крест

Этап второй. Подбор снаряжения

Попасть на Ямальский водораздел – в самое сердце полуострова Ямал – летом непросто. Можно классическим водным путём: вверх по течению рек на вёслах или под мотором. Можно, как мы, современной воздушной дорогой: на вертолёте. А вот путешествовать по озёрам и рекам удобнее и практичнее на небольшой лодке или, в нашем случае, каркасной байдарке. Она неплохо протягивается по песчаным и глинистым отмелям (а они неизбежны на протяжении всего маршрута), отлично ведёт себя на высокой волне (главное, чтобы волны были без коварных белых бурунов, иначе есть риск перевернуться), относительно легко переносится на руках (будучи предварительно полностью разгруженной).

Байдарка

Кроме того, важно уложить в водонепроницаемые гермомешки провизию – для поддержания физических сил, одежду – для сохранения внутреннего тепла, спутниковый телефон – для ведения важных переговоров, любимые книжки – для коротания дождливых дней.

Этап третий. Прохождение маршрута

Наша экспедиция получилась такой: вертолёт до фактории на Нёйтинских озёрах – разведка волокового водораздела на байдарке – на ней же переход по озёрам до истока Мутной Сеяхи – и, наконец, путешествие по реке до вахтового посёлка Бованенково. Всего 16 дней. Пять из них – вынужденные днёвки из-за плохой погоды, во время которых мы изучали материалы наших предшественников: карты волока, составленные Омской экспедицией 1936 года, книги Дмитрия Буторина и Михаила Скороходова, прошедших Мангазейский морской путь на карбасе "Щелья" в 1967 году, отчёты историко-археологической экспедиции 1971 года, проведённой под руководством Михаила Ивановича Белова, дневниковые записи Вадима Гриценко…

Читая эти тексты, неизменно убеждались: будет непросто, но интересно. Так и оказалось!

Было непросто…

… договариваться о сотрудничестве с ветром, ибо он не знает полумер: либо полный штиль, либо сильнейший шторм, третьего не дано.

… грести против встречных порывов, на отмели или при крутой волне (и особенно, при совпадении всех трёх перечисленных ранее природных аттракционов).

… затаскивать все вещи и байдарку с воды на крутой скользкий глинистый берег, чтобы потом утром повторять все эти действия в обратном порядке.

… делать всё возможное, чтобы междометие "бррр!" не стало девизом похода.

Стандартный вид

Было интересно…

… наблюдать одновременно Луну, Венеру, звёзды, северное сияние, туман и сполохи промышленных факелов.

… придумывать названия безымянным географическим объектам: теперь где-то в извилистом пространстве Сеяхи Мутной есть Лебединый мыс, Самлянг сале (Пятый мыс) и мыс утки Аксиньи.

… пять раз за день пересекать 69 меридиан: река как будто с сомнением выбирала своё русло и поэтому сильно петляла, не решаясь двигаться к морю прямой дорогой.

… сравнивать тундру с морем: безбрежность плавного рельефа вокруг, бездонность купола неба над головой и беспечность песен чаек-пересмешниц в воздухе.

Экспедиция завершилась и требует вдумчивой рефлексии. Материалы собраны и просят тщательной обработки. Путешественники отдохнули и готовы к новым свершениям.

P.S. Хочу продолжения наших волоковых исследований, желаю нам новых поездок следующим летом и надеюсь, что так и будет…

Марина Титова, фото автора.

Тэги
Поделитесь статьей