Ученые новосибирского Института археологии и этнографии нашли артефакты, связанные с культом "небесного всадника" Мир-Суснэ-хума (за миром наблюдающего человека), во время экспедиции на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Небесный всадник почитается как покровитель семьи в мифологии хантов и манси. В этом сезоне этнографы обнаружили несколько жертвенных покрывал середины XX века и богатырский шлем Мир-сусне-хума.
"Богатырским его можно назвать исходя из размеров, при этом данный атрибут не надевали на голову, а клали на спину коня при жертвоприношении", — рассказал ведущий научный сотрудник института Аркадий Бауло изданию "Наука в Сибири".
На шлеме Мир-сусне-хум изображен в двух ипостасях: в виде небесного всадника и в виде гуся. Шлем изготовлен в 1920-х годах, у него есть внутренний карман, куда клали дополнительные жертвенные деньги. В нем ученые обнаружили монеты 1920-х годов.
Также этнографы собрали большое количество фигурок духов-покровителей семей и получили первые за более чем 100 лет предметы традиционной мансийской вышивки. Некоторые фигуры домашних божеств сделаны из платков, одетых друг на друга и перевязанных так, чтобы получилась голова и подобие туловища. Другие сделаны из дерева, например деревянная антропоморфная фигурка, которую одевали в несколько одежд. Внутри домашнего божества находятся монеты, по ним обычно можно датировать предмет. Среди находок этого года есть фигурки конца XVIII — начала XIX века, середины XIX века, а также середины XX века.
"Совершенно уникальная находка этого года — платок из, вероятно, крапивных тканей — представляет собой образец мансийской вышивки, традиция которой исчезла в конце XIX — начале XX века. Последние образцы подобных платков попали в музеи еще до октябрьской революции, после чего ни в один музей России такие изделия не поступали. Их практически невозможно найти, они не сохранились", — рассказал Аркадий Бауло.
Все находки, полученные этнографами, — из комплексов домашних святилищ хантыйских или мансийских семей.