Архангельск неспроста называют и первым морским окном в Европу, и широкими воротами в Арктику, и колыбелью Российского Военно-морского флота. Судоходство было развито в регионе с древнейших времен. Именно здесь еще в допетровскую эпоху появился коч – плоскодонное судно, способное ходить на значительном отдалении от берега. В наши дни в Архангельске снова строят коч, с опорой на старинные традиции и прицелом на будущее.
История града Архангельского подобна морю: были и резкие взлёты, и стремительные падения, и безмолвный штиль, и громкий шторм, и капризные течения, и мелкая рябь, наколдованная ветрами перемен.
Лик Архангельска всегда был обращён к Гандвику – Белому морю: и промысловая, и купеческая, и первопроходческая, и исследовательская деятельность замыкалась на речные артерии и морские пути. Город живёт у моря и живёт морем – подобно суровому поморскому промысловику-рыбаку, то ждущему у моря погоды, то отправляющемуся в пучину северных стихий.
Корабль для Севера
Мореходная культура немыслима без корабля – надёжного, прочного, манёвренного, универсального.
В допетровскую эпоху такими морскими вездеходами были кочи – плоскодонные транспортно-промысловые суда, курсирующие по Северному морскому пути: идущие и по волоковым дорогам, и в прибрежной зоне каботажного плавания, и в значительном удалении от берега – в районе Маточки – Новой Земли и Груманта – Шпицбергена.
В чём преимущества кочей? Во-первых, в небольшой осадке, позволяющей заходить в мелкие реки – как для торговли, так и в предвосхищении хорошей погоды. Во-вторых, в способности вставать на киль и, в случае отлива, дожидаться большой воды, полулёжа на песчаной или глинистой отмели. В-третьих, в яйцевидной форме корпуса: благодаря ей, ледовые поля не давили кочи, а обнимали судно со всех сторон и влекли с собой, ведомые ветрами и течениями – рано или поздно судно освобождалось из ледового плена и продолжало путь под парусом (эту конструктивную особенность коча подсмотрели в своих судостроительных проектах "Фрама" и "Ермака" норвежец Колин Арчер и русский Степан Осипович Макаров). В-четвёртых, и в продолжение темы льда и снега, киль коча напоминал лыжу: при необходимости судно с помощью якорей и воротов протаскивали через ледовые пространства до полыньи с открытой водой. Наконец, само название – коч – по мнению исследователей происходит от слова "коца" – шуба. И речь тут вовсе не о тёплой меховой одежде: у коча была своя особенная ледовая шуба – дополнительная обшивка, защищающая корпус от сильного износа.
Любопытно, что кочи несмотря на запрет строительства "староманерных судов" продолжали строить и после петровских преобразований, вплоть до конца XVIII века.
Назад в будущее
Сегодня в Архангельске команда проекта "Поморский коч" возрождает традиции деревянного судостроения.
Строительство поморского коча идёт в Соломбальском районе города – на территории, где в 1693 году Пётр Великий организовал Адмиралтейство и государственную верфь, и, если быть совсем точными, то на Мосеевом острове – месте постройки государевой яхты "Святой Пётр".
Трудностей – целое море: начиная с вопросов финансирования, и завершая проблемами чертежей. Поморские корабельные плотники рисовали обводы будущего судна на мокром песке, который, умытый приливами и отливами, хоронил в себе все секреты традиционного деревянного судостроения. Разгадываем эти тайны мы с опорой на архивные данные, гравюры голландских авторов и археологические находки.
На нашем коче будет двигатель – в помощь парусам, современные навигационные приборы – как дублёры компаса и карт звёздного неба, электричество, спутниковая связь, уютная кают-компания – всё необходимое для обеспечения безопасности и комфорта. День рождения нашего судна – он же дата официальной закладки – 21 июня 2019 года. О времени спуска на воду пока не загадываем: раньше коч строили за 8-9 месяцев, но сегодня былое мастерство утеряно. Да и корабелов-судостроителей нынче немного. Поэтому одновременно с возведением коча, мы обучаем всех желающих плотницким и столярным навыкам на проекте Арктической школы традиционного деревянного судостроения и по программам "Лето в Арктике" и "Открытые мастерские". Верим: если будут корабельные плотники – будут и корабли.
Наш коч иногда величают машиной времени: судно староманерное, но строится сегодня, внешне соответствует прежним кочам, но внутри нашпигован современной аппаратурой. Для промысловых походов за рыбой и морским зверем он непригоден, зато ему пророчат будущее научно-исследовательского судна.
Её Величеству Истории виднее, каким курсом будет двигаться деревянное парусное судостроение в XXI веке. А мы делаем всё возможное для его возрождения и развития.
Фото автора
Тэги