28 мая в Новосибирской области произошел несчастный случай, за развитием ситуации вокруг которого с напряжением наблюдают жители двух государств. История со смертью 19-летнего Векила Абдуллаева, оказавшего сопротивление сотруднику ГИБДД, не теряет остроты на протяжении двух недель, день ото дня приобретая неожиданные повороты. Обсуждая в мессенджерах и СМИ бытовой инцидент и последовавшую за ней трагедию, жители двух государств неожиданно быстро перешли к этнической принадлежности участников этой поначалу далекой от национального вопроса истории. В обзоре "НацАкцента" - хроника событий и позиция президента ФНКА азербайджанцев России.
Начало истории
28 мая на трассе в районе поселка Мошково в Новосибирской области патрульный автомобиль ДПС преследовал иномарку с тонированными стеклами, водитель которой проигнорировал требование остановиться. Полиция догнала машину и прижала ее к обочине возле придорожного кафе. Когда один из троих пассажиров иномарки отказался пройти в служебный автомобиль с сотрудником ГИБДД Александром Гусевым, завязалась потасовка. Результат - выстрел из табельного пистолета Гусева в Абдуллаева. Пострадавшего доставили в больницу.
В МВД сообщили, что выстрел произошел случайно при попытке сотрудника завести за спину руку Абдуллаева. Однако уголовное дело о превышении должностных полномочий и причинении смерти по неосторожности против Гусева возбудили.
А вот дальше стали происходить вещи, заставившие вспомнить об этнической принадлежности участников инцидента. Семью инспектора (русского), по сообщениям СМИ, вывезли из Мошково, опасаясь мести со стороны родных и знакомых погибшего (азербайджанца).
Член Общественной палаты РФ, кандидат в депутаты Госдумы от "Единой России" Мария Бутина в Telegram-канале опубликовала пост, где предложила снять все обвинения с полицейского и наградить его за службу:
Защищать этого сотрудника ДПС сейчас обязан каждый из нас. Даже если бы то, что случилось, применение табельного оружия, было бы не "непроизвольным выстрелом", а целенаправленным, он был бы на 100% в рамках правого поля. Налицо угроза жизни и здоровью сотрудника полиции, ФЗ "О полиции" в ст.19 ч.2 однозначно говорит, что предупреждать о применении, если есть опасность, он не обязан. Снимите с него все обвинения и наградите за службу. Иного пути нет.
Позиция национальных объединений
30 мая Абдуллаев умирает, и дело приобретает новый размах. Следствие переквалифицирует действия обвиняемого с ч. 1 ст. 118 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ - причинение смерти по неосторожности. Спустя сутки, 31 мая, Центральный районный суд Новосибирска избирает полицейскому меру пресечения в виде заключения под стражу. В этот же день появляется петиция за освобождение Александра Гусева. От имени жителей города некая Арина Шмерц призывает выпустить Гусева из СИЗО.
"…И требуем тщательно провести расследование, привлечь водителя и пассажира к ответственности за препятствие задержания и оказание сопротивления сотруднику ДПС!"
На момент публикации петицию поддержали 24 397 пользователей, и это при том что жителей в Мошково всего-то чуть больше 9 тысяч человек.
В свою очередь, члены азербайджанской диаспоры вышли на акцию памяти в центре Новосибирска с портретами Абдуллаева, хотя и подчеркнули, что они - не "за своего", а "за справедливость":
"Мы не собрались здесь из-за того, что покойный – азербайджанец. Если бы вместо него был несправедливо убит русский человек, мы бы также поднялись, мы бы также хотели, чтобы наш голос услышали Москва, Новосибирск о том, что полиция, которая реально агрессивно поднимала оружие против абсолютно мирного человека".
Директор региональной общественной организации "Русско-Азербайджанский Дом" Сафаров Иса Исмихан оглы сообщил, что не допустит провокаций:
"Никто никуда выходить не собирается и выходить не будет. Я разговаривал вчера с людьми, которые занимаются похоронным процессом, никто выходить не собирается. Это вранье. На всякие агрессии и провокации мы не поддаемся, ну, конечно, может быть, есть там кое-какие элементы… Но они со мной советуются, обращаются ко мне. Я не допущу, чтобы были провокации".
На третьи сутки после ЧП появляется официальная информация ФНКА азербайджанцев России. Пресс-служба организации также опубликовала позицию Сафарова:
"С нашей стороны проводятся беседы и разьяснительная работа среди соотечественников, обеспокоенных гибелью Векила Абдуллаева. В Мошково приехали практически все родственники, друзья и знакомые погибшего парня, какое-то время они находились возле больницы, где находился потерпевший. С ними также проводилась беседа, им сообщили, что проводятся следственные действия и что никаких противоправных действий происходить не должно".
ФНКА АзерРос попросила руководство прокуратуры региона взять под свой контроль расследование дела.
Запрос на защиту и объективность
1 июня инцидент обретает международное звучание: посольство Азербайджана почему-то вдруг обращается в правоохранительные органы России с просьбой провести объективное расследование гибели 19-летнего Векила Абдуллаева, заметим, гражданина России, а не Азербайджана.
Адвокат задержанного сотрудника ДПС Юрий Голубицкий говорит, что прямых угроз мести от представителей азербайджанской диаспоры Гусеву не поступало, однако кто-то из родных или друзей убитого произносил настойчиво слово "молись!".
Следом в Сети появилась видеозапись, где жена Гусева Наталья обращается к Владимиру Путину из-за угроз. Ролик опубликовал сайт "Ридус". В видеообращении Наталья утверждает, что неизвестные угрожают ее семье и близким. МВД ее слова опровергло:
"В ряде СМИ и сети Интернет получила распространение информация о якобы поступивших угрозах в адрес семьи сотрудника ГИБДД Новосибирской области. Информируем, что указанная информация не соответствует действительности. При опросе супруги сотрудника установлено, что женщина сделала публичное заявление по совету своего адвоката, с целью привлечения к указанной ситуации внимания общественности. В действительности каких-либо угроз в ее адрес и ее родственников не поступало. Призываем представителей СМИ и блогосферу не спекулировать на указанной ситуации, а с целью объективной подачи материалов обращаться за комментариями в соответствующие ведомства".
Обвиняемый стал потерпевшим
4 июля Гусева по поручению главы Следкома Александра Бастрыкина освободили из-под стражи под подписку о невыезде. Дело приняло новый оборот. Бастрыкин заинтересовался, почему следователи ходатайствовали об аресте полицейского и удивился тому, что не было возбуждено дело об оскорблении полицейских и нападении на них. Дело передали в Центральный аппарат ведомства. Двух подозреваемых, ехавших в автомобиле с Абдуллаевым, задержали.
Телеграм-каналы смакуют информацию о новосибирских событиях, говорят об актуализации "азербайджанского вопроса" в связке с прошлогодними карабахскими событиями, а волну "постов и комментов, разжигающих национальную рознь", объясняют нездоровым влиянием диаспоры.
6 июня на сайте change.org опубликована еще одна петиция. На сей раз адресованная Владимиру Путину и уже с требованием "справедливого наказания" для инспектора ДПС Александра Гусева". Авторы петиции назвали освобождение полицейского из СИЗО "одобрением преступления". На момент этой публикации ее подписали 3243 человека.
"Освобождение из-под стражи полицейского, превысившего свои полномочия, мы расцениваем не только как укрывательство и одобрение преступления, но и как поощрение для тех, кто страдает ксенофобией".
Текст этой петиции в некоторых местах дословно повторяет обращение азербайджанских депутатов, которое они - внимание! - направили главе нашего государства по поводу освобождения из-под стражи Гусева:
"...наша общественность не видит ни одной причины для того, чтобы произвести выстрел, который правоохранительные органы пытаются представить, как "не преднамеренное действие" Александра Гусева... Чем именно грозил застреленный Гусевым молодой парень? Ничем!... Нам, уважаемый Владимир Владимирович, невозможно даже представить, чтобы что-то подобное произошло у нас в Азербайджане…"
Задержанные знакомые убитого Абдуллаева, сообщили СМИ, ссылаясь на телеграм-канал, на очной ставке оскорбляли полицейского и жестами показывали, что "снесут" ему голову.
Национальный вопрос?
8 июня ФНКА выступила со вторым обращением к национальным общественным объединениям азербайджанцев в России и соотечественникам, назвав попытки придавать инцидентам и происшествиям в нашей стране этноконфессиональный характер циничными:
"Желание некоторых лиц — подстрекателей придать инциденту национальную окраску, ажиотаж, возникший вокруг данного уголовного дела, находящегося под контролем правоохранительных органов и лично губернатора региона, явно не способствуют спокойствию в регионе, а только подогревают нездоровый интерес к данной ситуации".
"НацАкцент" предложил руководителю ФНКА высказать свою позицию по поводу всей этой истории. Ханоглан Сале оглы Алиев отметил, что в этой истории, "к сожалению, как это чаще всего происходит, всякого рода подстрекатели, а по другому их никак не назовешь, стали давать неоднозначные и явно провокационные комментарии, нашлись и такие, кто придал инциденту национальную окраску":
Искусственно созданный ажиотаж вокруг данного уголовного дела, которое уже находилось под контролем правоохранительных органов и лично губернатора региона, конечно же, не способствовало спокойствию в регионе, а только подливало масла в огонь. Мы осуждаем провокационные высказывания члена Общественной палаты Российской Федерации, кандидата в депутаты Государственной думы от партии "Единая Россия" Марии Бутовой, которые явно разжигают межнациональную рознь в стране. {...} Любые попытки придать инцидентам и происшествиям в нашей стране этноконфессиональный характер - это цинично и должно преследоваться по закону.
ФНКА, отметил Ханоглан Сале оглы Алиев, будет следить за развитием событий и надеется, что виновные в этом деле будут наказаны (полное мнение читайте в авторской колонке. - Прим. ред.).
Тему этнической принадлежности погибшего, которая не имеет никакого отношения к сути трагедии, подняли в медиапространстве. До сих пор остаестя загадкой причина, по которой во всю эту историю вдруг начали вмешиваться представители другого государства.
В этой трагической ситуации есть две стороны. Можно понять чувства потерявших близкого человека и чувства того, кто находясь при исполнении, невольно совершил убийство. Точку в этой истории поставят следствие и суд.
Другой вопрос, почему заинтересованные стороны инцидента, как по команде, начали вдруг использовать этнический маркер для усиления своей позиции в споре и весьма эффективного привлечения внимания общества? Слишком часто в последнее время чисто криминальным событиям в разных регионах России пытаются придать черты межнационального конфликта. Эти странные сигналы необходимо проанализаровать органам власти, на разных уровнях отвечающим за реализацию национальной политики.
Тэги