Власть хочет стать главным националистом

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 3)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Власть хочет стать главным националистом

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ СМИ-ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Тема национализма, сменившая в середине 2000-х тему террористической угрозы, - была долгое время опорой политики Суркова манипулирования общественным сознанием. Создание в 2005 году якобы антифашистского движения "Наши", введение 282-й статьи, провальные действия в области миграционной политики, широко обсуждаемые в сети контакты спецслужб с различными националистическими организациями радикального толка – все эти и многие другие действия должны были доказать обществу, что в глубине его таится первобытный ужас в виде русской националистической угрозы. (Раньше роль первобытного ужаса выполняли террористы, также, по мнению многих экспертов, действовавшие не без непосредственного участия спецслужб). Естественно, что следующим шагом идеологической разборки становилось утверждение, что только стабильность в лице В.В. Путина может уберечь Россию от неминуемой гибели в пучине фашизма.

Успех этой пиар-кампании был обусловлен и поддержкой со стороны либеральной части оппозиции – в том числе и внесистемной. В результате такой политики активная часть общества была расколота на тех, кто не приемлет не только само слово "национализм", но и даже слово "русский", и тех, кто за неимением другой формы национализма становится участниками "Русского марша" и адептами радикальных, ксенофобских форм национальной идеи. Любые же попытки создать умеренные националистические движения неминуемо натыкались на стену непонимания как с одной, так и с другой стороны.

Впрочем, все эти годы частью несистемной оппозиции активно предпринимались попытки разрушения стен. Во-первых, это разоблачение мифа о том, что любой национализм - это  "фашизм, погромы и резня". Во-вторых – попытка вывести молодежь, которой близка "русская идея", из-под крыла радикальных ксенофобских лидеров. Этот непростой путь привел таки к определенному успеху – либеральная и даже левая оппозиция начала активный диалог с лидерами националистов, а тем волей не волей пришлось сделать менее радикальными лозунги, с которыми они обращаются к своим сторонникам.

Новым этапов в сближении людей разных идеологий стали совместные многотысячные митинги либералов, левых, националистов и новой политической силы – "рассерженных горожан" против фальсификаций на выборах. Естественным продуктом такого сближения также стало появление фигуры нового лидера, более-менее устраивающего всех. На данном историческом этапе им стал Алексей Навальный (хватит ли у него политической воли, чтобы сохранить за собой этот статус, покажет время),

Навального считают своим националисты, он активно защищает их интересы при организации совместных с другой оппозицией действий. В то же время, как в силу умеренности его национализма, так и из-за его антикоррупционных и антимонопольных кампаний прежних лет Навальный является приемлемой фигурой для многих либералов и левых. Новая городская оппозиция также во многом принимает его за своего – по причине его образования, места работы, образа жизни и просто внешнего образа успешного горожанина.

Именно из-за своей универсальности такая фигура, как Навальный, становится весьма опасной для путинского режима, и так переживающего худшие времена в своей 12-летней истории. Так что никто не удивляется, когда власть сосредотачивает свои идеологические усилия на борьбе с ним (вторым объектом атаки становятся социальные сети - как инструмент коммуникации новой оппозиции).

Атака идет с двух сторон. С одной - это повторение старых мантр про то, что демократия и национализм две вещи несовместные, распространять которые взялись по старой памяти некоторые околовластные либералы. А вот второе направление атаки – это идеологическое нововведение. Активно ведется работа, чтобы доказать националистам, что Навальный никакой не националист. Посты и статьи, посвященные этому тезису, начали появляться в сети еще в конце декабря. "Почему-то считается, что Навальный - националист, но никаким националистом он не является и все националисты это прекрасно знают", - заявил на сайте "Единой России" обслуживающий ее политолог Сергей Марков. Эту риторику подхватили младшие коллеги единоросса из "Молодой Гвардии", вменившие оппозиционеру в вину то, что по его заявлению в свое время был осужден радикальный русский националист по прозвищу Тесак.

Все это так бы и осталось очередной идеологической разводкой, направленной на ослабление оппозиции, если бы не более серьезные шаги власти, позволяющие предположить, что в Кремле и Белом доме решили кардинально изменить свою позицию в отношении национализма. Задуматься над этим заставляют новые назначения. Замешаный, по данным СМИ, в антисемитской кампании Вячеслав Володин стал заместителем руководителя президентской администрации, а не скрывающий свои националистические взгляды Дмитрий Рогозин - новым вице-премьером.

Последнее назначение было сдобрено националистической риторикой на сайте ЕР, которая прозвучала из уст все того же Маркова: "Рогозин яркий политик, умеренный националист. Сейчас идет борьба, как поставить "русский вопрос". Для меня "русский вопрос" - это борьба русского народа против вымирания со скоростью 0,5 млн человек в год, борьба против русофобии, борьба русского народа за возвращение себе роли одного из субъектов мировой истории".

Нельзя и забывать о реверансах в сторону националистов, сделанных премьером и кандидатом в президенты Путиным в ходе его прямого эфира. Он хоть и не поддержал лозунг националистов "Хватит кормить Кавказ", но всячески дал понять, что русские имеют право возмущаться приезжающими из других регионов, а кормить Кавказ стоит, чтобы меньше приезжали. Ну и тезис об ужесточении режима регистрации тоже может понравиться некоторым русским националистам, правда, не самым дальновидным из них.

Можно предположить, что власть опять решила поэксплуатировать тему национализма, но теперь, вывернув все наизнанку. Подняв "русский вопрос" на свой щит, она будет пытаться перехватить националистическую риторику у националоппозиции. Сайт "Молодой Гвардии", например, тут же в духе традиционных националистических сайтов начал кампанию против применения 282-й статьи, увидев корень бед, правда, не в многочисленных делах, фабрикуемых прокурорами по всей России, а в заявлениях Навального и почему-то Жириновского.

Стоит теперь ждать, что будет написано в настоящей, "ручной", как ее обозвали с легкой руки пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, программе кандидата в президенты из Белого дома. Возможно, в ней появится совсем другая интонация, отличная от той, что явлена миру в предварительной программе кандидата, полностью повторяющей партийную программу "Единой России". В думской программе ЕР  (от которой, кстати, пиарщики Путина начали  яростно, но безуспешно открещиваться) национальный вопрос сводился к лозунгу о силе, которая заключается в многонациональном российском народе, и предложению преследовать тех, кто разжигает.

Впрочем, своих целей – получения большей популярности в народе и раскола оппозиции - власть вряд ли такими методами достигнет. Лимит доверия словам, исходящим из властных кабинетов, давно исчерпан – являются ли они словами о модернизации и инновации или словами о "русском вопросе". Так ли это, мы увидим 4 февраля.

Что же касается Навального, то ему все-таки надо более четко заявить свою позицию по национальному вопросу, не ограничивая ее критикой в адрес нынешний власти, а предложив позитивное видение национальной политики в России. Тогда многие вопросы будут сняты, а околовластным политологам не за что будет зацепиться в своей критике в его адрес.

Юлия Галямина

Тэги
Поделитесь статьей