Итоги всероссийской переписи 2010 года, официально подведенные в середине декабря 2011 года, позволяют говорить о появлении нового тренда в этнической динамике населения Европейской части России. Доля восточнофинских народов в своих республиках впервые существенно не упала с 1989 года – времени последней советской переписи. А кое-где даже незначительно выросла.
В Мордовии зафиксирован рост доли мордвы с 32% по переписи 2002 года до - 40% в 2010 году, русских, соответственно, было чуть более 60%, а убавилось до 53,5%. При том, что за 8 лет мордва по всей стране потеряла почти 100 тысяч человек (с 843 тысяч до 744 тысяч). В Марий Эл мари насчитывалось 42,8%, стало - 44%, процент русских существенно не изменился – он колеблется около 48%. В Республике Коми доля коми упала с 25 до 23,5%, но в абсолютных цифрах коми нация между переписями потеряла около 65 тысяч человек (с 293 тысяч до 228 тысяч), то есть в республике темп ее убывания был почти не ощутим. Наконец, удмуртов в Удмуртии стало 28% вместо 29%, доля русских выросла с 60% до 62,5%. Но в абсолютных цифрах по России удмуртский этнос понес существенные потери в численности - 85 тысяч человек (с 637 тысяч до 552 тысяч человек ). Немного выбились из общей картины лишь карелы, чья доля в населении собственного региона - Республики Карелии упала с 9% до 7%.
Численность титульных наций в своих республиках колеблется в пределах естественного уменьшения числа всего населения региона, вызванного как второй фазой демографического перехода, так и экономически неблагоприятными условиями проживания, что заставляет наиболее энергичных представителей мигрировать в более успешные субъекты Федерации.
Данный феномен нельзя списать на административный ресурс, так как далеко не в каждом национальном регионе у власти находится элита титуальной народности. А в некоторых республиках значительная часть нацактивистов оппозиционны местным режимам, как, например, это уже долгое время происходит в Марий Эл. Его также нельзя объяснить какими-либо специфическими религиозными или культурными факторами.
Зато на примере Мордовии видно, что основная заслуга в появлении этого тренда принадлежит все-таки национальной элите. Только она может сыграть роль мобилизатора процессов этнической самоидентификации. Мордовская элита единственная из всех восточных финнов за несколько лет до переписи начала активную работу по подготовке к переписи. Результат на лицо.
Численность диаспор всех указанных народов за этот же период сокращалась так же быстро, как это наблюдалось в период с 1989 по 2002 год. Причем темпы "таяния" финно-угорских народов за пределами национальных автономий (до 30-50%) нельзя назвать естественными, здесь явно происходит смена идентичности или ее "потеря". Если в первом случае представители восточнофинских наций называют себя переписчикам русскими, то во втором – отказываются указать свою национальность (всего в РФ переписью 2010 года зафиксированы рекордные 5,6 млн человек, отказавшихся назвать собственную национальную принадлежность).
Показательно, что финно-угорские народы убывают в среднем быстрее скорости убывания русских. Убыль русских в РФ составила 4%, в то время как наименьшая убыль европейских финно-угров – 9% у мари. Здесь вероятно, фигурирует латентный показатель относительной непрестижности идентичностей российских финно-угров в сравнении с русскими. Однако в республиках эту тенденцию, судя по всему, удалось наконец переломить.
Трифонов Александр
Тэги