Благодаря богатству родной земли живет человек. И от того как люди относятся к тому, что природой им преподнесено на тарелочке с голубой каемочкой, зависит и то, как они относятся друг к другу. "НацАкцент" вспоминает историю освоения природных ископаемых в России и историю взаимоотношений добытчиков и местных жителей.
Неожиданные находки
В России 300 месторождений золота. Львиная их доля находится на востоке страны. Коренные обитатели берегов Амура (еще до присоединения к России) - эвенки, нанайцы, удэгейцы - о существовании золота под их ногами не знали. Тогда маньчжуры и китайцы только начали добывать этот драгоценный металл на берегах реки Тинкан (сейчас – Рудневка в Шкотовском районе Приморского края).
В 1744 году уральский крестьянин Ерофей Марков случайно обнаружил странный камень, который оказался кварцем с золотыми вкраплениями. Это послужило стартом для изыскательских работ, которые открыли первое крупное золоторудное месторождение вблизи города Березовский на Урале.
Залежи золотых россыпей возле Ачинска, Минусинска, Енисейска, Верхнеудинска, Баргузина, Верхоленска, Витима, Олекминска, Читы и других сибирских городов были открыты в 1827 году.
Свой след в истории золотодобычи оставили якут Михаил Тарабукин и латыш Вольдемор Бертин. В 1923 г. на месте будущего города Алдан в Якутии они нашли этот драгоценный металл, после чего вспыхнула одна из последних в нашей истории "золотых лихорадок". На месте прииска образовался поселок Незаметный, куда как магнитом стало притягивать вольностарателей со всей Сибири и Дальнего Востока.
Стало казаться, что где ни копни – везде можно что-то найти! И не обязательно среди снегов и стужи.
Северный Кавказ не стал исключением. Реки Мзымта Краснодарского края и Кудепста близ Сочи тоже известны своей золотоносностью. Масштабная добыча в этом регионе началась после 1929 г, когда экспедиция специального назначения открыла золотые россыпи в верховьях реки Лабы и дала заключение о промышленной рентабельности местных золотоносных водотоков.
Геолог А. Лоранский в одном из номеров "Горного журнала" за 1872 г. отмечал:
"На Кавказе и за Кавказом право на производство золотого промысла предоставлялось людям всякого звания и состояния за исключением изобличенных по суду в предосудительных поступках. Дозволение на производство золота давалось наместником Кавказским, и добытое золото сдавалось в Тифлисскую Пробирную Палатку".
В Адыгее геолого-разведывательные работы выявили наличие золота в реках Кубань, Зеленчук, Теберда, Бзыха, Белая, Липовая, Березовая, Камышинка, Горелая и т.д. В 1932 г на Северном Кавказе началась государственная добыча золота, которую свернули 20 лет спустя из-за истощения этих природных запасов.
Открытые месторождения золота сулили манящие перспективы, и люди слетались туда, как пчелы на мед. Но оказалось, что даже зыбкий шанс для обогащения является лакмусовой бумажкой, определяющей наличие совести у человека...
Когда золотодобыча приобрела промышленный размах, то возникшие водовороты изменений рикошетом стали бить по жителям, живущих в тех местах, где обнаруживались кладовые земли.
Места "не столь отдаленные"
В начале 20-х годов прошлого века было очевидно, что наибольшие перспективы для промышленного освоения имеют труднодоступные территории Востока и Северо-Востока России. Экономический маховик страны Советов качнулся туда. Но первой задачей стала идеологическая "шлифовка" местного населения. Решено было создавать так называемые культбазы – для окультуривания коренных жителей. В качестве просвещения и воспитания их подрастающего поколения создавались передвижные "красные юрты, чумы и яранги". В оборот были введены такие новые термины, как "туземное население", "тузрайон", "тузсовет" и т. п.
Когда живущие там люди осознавали, что хотят кардинально поменять их привычный уклад жизни, случались протесты против новых порядков. Так, в 1927 г. два долганских и два деллянских эвенских рода категорически заявили, что "им не нужно ни райисполкома, ни кооперативов, ни фельдпунктов, ни школ" и пригрозили вооруженным сопротивлением новой власти.
Одним из больших проектов в маршруте победного шествия Советской власти по окраинам страны стало освоение Колымы. В 1931 г. постановлением Совета Труда и Обороны СССР был создан Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы – "Дальстрой". Его задачами стали поиски и разработки золоторудных месторождений на территории Ольско-Сеймчанского района Дальневосточного края.
За 22 года деятельности "Дальстроя" в глухой тайге была создана гигантская по масштабам инфраструктура руками… заключенных. И это – одна из самых траурных страниц в истории нашей страны.
В период с 1932 по 1956 годы через исправительно-трудовые лагеря Колымы, Чукотки и северо-востока Якутии прошло около одного миллиона заключенных.
Все они использовались на предприятиях "Дальстроя", который вел геологоразведочные работы и поднимал горнорудную промышленность на суровых северных территориях. И заикаться тут о бережном отношении к кому бы то ни было не приходится.
Позитивный подход
Чукотка, Якутия, Магаданская область, Хабаровский край и Амурская область на сегодняшний день являются лидерами по добыче земных недр. О том, как проходят эти процессы, регулярно рассказывают СМИ. И нередко можно увидеть, что периодически возникают конфликтные ситуации. Как правило, причиной этого становится та же безудержная жадность, которая никуда не денется, пока живет человек.
Но если добытчики относятся гуманно к природе и людям, то дело спорится!
Конкретную адресную помощь коренным народам Азовского, Нарымского и Пуровского районов Ямало-Ненецкого АО оказывает "Газпром добыча Ямбург". Оленеводческие хозяйства Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов получают всестороннюю поддержку от компаний "Северное сияние", "ЛУКОЙЛ - Коми", "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь".
Между руководством Якутии и алмазодобывающей компанией "АЛРОСА" подписано отдельное соглашение, которое определило "ежегодное выделение 100 миллионов рублей для сохранения исконной среды обитания малочисленных народов Крайнего Севера, содействия в трудоустройстве и обучения местного населения, финансового участия компании в социально-экономическом развитии района".
На золотодобывающих предприятиях Магаданской области местным жителям предоставлено приоритетное трудоустройство.
В Якутии силами и средствами артели "Новая" восстановлена ЛЭП в селе Иенгра, благоустраиваются территории образовательных учреждений. Артель активно трудоустраивает коренных жителей села Иенгра, которые работают там наравне с другими работниками без каких-либо ограничений по социальным условиям или уровню заработной платы…
Когда есть ответственный подход к работе, то и результаты получаются достойными.
Тэги