Растопить баню и построить храм

Растопить баню и построить храм

Как наши предки боролись с эпидемиями

 
 
 
 
Этот материал в сюжете: Коронавирус
11 марта 2020

Китайцы решили бороться с коронавирусом проверенными "дедовскими" средствами. Для этого в Ухань отправили почти пять тысяч врачей, практикующих традиционную медицину. Пока Китай заготавливает целебные корешки и травы, давайте вспомним, как с холерой, чумой и оспой боролись наши предки. Ведь с эпидемиями опасных заболеваний из Поднебесной и не только народы, населяющие Российское государство, сталкиваются уже на протяжении нескольких веков.   

Русский ответ китайскому гриппу

Моровые поветрия на Руси случались гораздо реже, чем в Европе. А все потому, что и семь веков назад, при первых новостях об эпидемии наши предки вводили пограничные карантины и заслоны.

Благодаря таким дальновидным мерам в 1346 году чума, гулявшая на территории Золотой Орды, не переступила границ Руси.

Позже к этой мере добавилась еще одна — побороть эпидемию нашим предкам помогало строительство храмов. Называли их обыденными, от словосочетания построить "об един день". Чтобы успеть до захода солнца, к работам привлекали всех, а так как возводить храм полагалось чистыми духовно и телесно, то перед работами устраивали массовую баню с дезинфекцией одежды. Именно так в Вологде в 1654 году во время моровой язвы за сутки появился Спасо-Всеградский собор.

растопить баню и построить храм

Улыбаемся и пашем

Наши предки верили, что побороть эпидемию помогает и магическое опахивание. Для этого с помощью сохи молодые девушки или вдовы проводили черту, за которую не должна распространяться болезнь. В зону отчуждения попадали отдельные дома или целые деревни, где уже свирепствовала болезнь. Надев белые рубахи и распустив волосы, а в некоторых случаях нагие, женщины впрягались в соху и двигались против солнца. Обряд проводили тайно под покровом ночи или на заре. Чтобы зараза ушла как можно дальше, участницы ритуала могли размахивать ухватами, кочергами и мётлами. Иногда действо сопровождалось пением: "Мы идём, мы везём И соху, и борону, Мы и пашем, и боронуем, Тебе, холера, бороду своротим, Сеем мы не рожь в землю И не родим семена".  

растопить баню и построить храм

И огонь, и вода

Калмыки, покидая стоянку из-за болезни, а также неурожая, падежа скота и по многим другим причинам, проводили обряд очищения огнем. Уходя с обжитого места, по обе стороны дороги разжигали костры, в которые для усиления действия бросали соль. Чтобы очиститься от всего плохого и не забрать хворь с собой, между огнями проходили не только люди, но и скот. Новое место стоянки степные жители также освящали огнем. Кочевым народам Сибири и Центральной Азии, как отмечает доктор исторических наук из Улан-Удэ Марина Содномпилова, оспу "периодически привозили народы соседнего Китая". Так как многим болезням тогда предписывали божественное происхождение, для избавления от хвори  проводили ритуалы.

Так, буряты верили, что от бешенства спасут водоемы с исцеляющей водой, в том числе озеро Байкал.

Перед погружением буряты просили помощи у духа-хозяина озера.

растопить баню и построить храм

Надо и нам созреть

У народов Алтая выработка иммунитета ассоциировалась с приготовлением пищи или варкой. Поэтому при заражении корью и ветряной оспой, которыми, как правило, болеют один раз, народы Алтая считали, что "болезнь "переварила" тело. Заболевание корью рассматривалось в качестве своего рода инициации", а выздоровевший считался заново родившимся, пишет Содномпилова. Хакасы даже специально посещали дома с больными ветрянкой и приглашали хворых детей в гости, говоря при этом

"Дорогие гости, приходите и к нам домой. Мы все сырые, надо и нам созреть".

Материалы по теме:
1664